Театр Китая
Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей). Из представлений этих актеров позже рождается новая форма представлений байси (сто представлений) или цзя одиси (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных.
Дальнейшее развитие песенно- танцевальных форм представлений происходит в Танскую эпоху (VIIIX века н. э.). Большой популярностью пользуются театрализованные танцевальные представления на исторические сюжеты «Танец с мечами», который исполняется и в современном театре сицюй (сицюй – это одна из основных форм китайского традиционного театра, состоящая из различных жанров: иянского, куныпаньского, хойцзюй, пекинской музыкальной драмы и др. Здесь было сочетание разговорной речи, пения, танца, пантомимы, акробатики.). В представления включаются и пьески-диалоги комического характера. Здесь впервые появляются устойчивые амплуа находчивого остряка ццань-цзюня и цаньгу. Танские представления носили импровизированный характер. Актеры пользовались яркими масками, специальными костюмами, реквизитом
К XIIIXIV векам относится расцвет драмы цзацзюй. Своеобразие театрального искусства Китая строилось на сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц как во времени, так и в пространстве. Об этих переменах актер устно извещал зрителей.
Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, сцена которых находилась в центре здания и напоминала цирковую арену, и прихрамовые сцены, приподнятые над землей. Другой крупной формой юаньского театра была драма чуаньци, которая следовала во многом традиции южной драмы. Спектакли, как правило, были очень большими, шли по несколько дней подряд. Дальнейшее развитие китайского театра относится к XIV XVII векам. В этот период возникают два крупнейших направления китайского театра иянское и куньшаньское
Иянский театр зародился в провинции Цзянси для него характерно обращение к народной тематике, народным мелодиям. Вначале представления этого театра состояли из коротеньких пьес на сюжеты из жизни ремесленников и кустарей. В дальнейшем актеры иянского театра стали ставить пьесы на сюжеты популярных романов.
Другое крупное театральное направление этого периода куньшаньский театр возник в месте Куньшань (провинция Цзянси). Это было излюбленное место отдыха и развлечения китайской аристократии. Этот театр был придворным. Спектакли разыгрывались обычно в гостиных или в дворцовом зале. В отличие от иянского театра, музыка которого строилась на разнообразных ритмических рисунках, для куньшаньского театра характерно большое мелодическое разнообразие. Музыка к спектаклям создавалась композиторами.
Традиционный китайский театр один из развитых видов восточного искусства, в котором в отличие от искусства европейского принцип новизны никогда не был главным. Амплуа традиционного тетра: 1.Шэн - положительные мужские роли. 2. Дань - женские роли. 3. Амплуа цзин или дахуалянь - характерные роли, положительные и отрицательные. 4.Чоу - комические роли. 5. Мо – второстепенные роли. Неповторимое своеобразие традиционного китайского театра связано с тем, что в нем отсутствовала дифференциация на жанры. Актер такого театра должен был владеть в равной степени искусством сценической речи и пения, жеста, пантомимы, танца, элементами боевого искусства.
Пекинская опера. Пекинская опера одна из форм традиционного китайского театра. традиционногокитайскоготеатра Возникла в конце XVIII века и стала в полной мере разработана и признана в середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику.XVIII векаXIX века
Юйцзюй (хэнаньская опера), или хэ-нань банцзы, - возникла в эпоху Цин из местных народных представлений, которые впитали в себя элементы шаньсийской оперы и пучжо-уских банцзы. Это придало ей живой, простой, разговорный характер. Юэцзюй (шаосинская опера) - впервые обрела собственную форму в конце эпохи Цин на основе народных песен уезда Шэнсянь провинции Чжэцзян. Включила в себя вокальные и сценические элементы местных опер.
Чуаньцзюй (сычуаньская опера) - популярна в провинциях Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань. Это главная форма местного театра в юго-западном Китае. Ее самая характерная черта - пение высоким голосом. Ханьцзюй (хубэйская опера)-старая театральная форма, возникшая в провинции Хубэй. Очень богата в вокальном отношении, насчитывает свыше 400 мелодий.
Театр кукол Теа́тр кукол одна из разновидностей кукольного вида пространственно- временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
Теа́тр тене́й форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад.Азии Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.марионетки