Лексические средства художественной выразительности
Анализ лексической выразительности предполагает выделение ключевых слов. Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.
Найдите ключевое слово. «У него удивительные руки – некрасивые, узловатые от расширенных вен и всё-таки наполненные особой выразительности и творческой силы. Вероятно, такие руки были у Леонардо да Винчи. Такими руками можно сделать всё. Иногда, разговаривая, он шевелит пальцами, постепенно сжимает их в кулак, потом раскроет его и одновременно произнесёт хорошее полновесное слово.» М. Горький
Почему центральное место занимает описание рук? Для чего нужны руки человеку?
Глазами человек смотрит, ушами слушает, а руками создаёт! Вот почему именно руки, по мнению Горького, наиболее ярко передают творческий гений Толстого. «Удивительные руки» (Даётся эмоциональная оценка), в них нет изящества, это руки мастера, работника, творца.
Какое предположение делает Горький? Почему? Не случайно делается предположение, что такие же руки, возможно, были у другого великого мастера – Леонардо да Винчи.
Какой вывод в тексте? Такими руками можно делать всё.: писать, строить, создавать. Мы открываем новую грань в личности Толстого: великий писатель – это не просто созерцатель и летописец мира, он прежде всего Творец, человек с удивительными руками.
Выберете слова, которые кажутся вам наиболее точными. …приобретает особ_ смыслов_ (вес, заряд, значимость, тяжесть, нагрузку) Слово (вбирает, содержит, несёт, концентрирует обладает, заключает в себе) смысловой сгусток всего текста. Особая идейно-художественная нагрузка (падает, располагается, ложится, заполняет) В тексте (особое, важное, главное) место занимает слово «…..».
Анализ предполагает символическое значение слова. Символическое значение придаёт слову объёмность, широту. Необходимо установить, какими словами «наполнено» слово, какие ассоциации представления они вызывают.
Ночь, луна, холод, мрак, ветер, озноб, огонёк далёкого костра. Что мы можем сказать, рассматривая этот словесный ряд?
Значит, в тексте происходит движение от тьмы к свету, от холода к теплу. В мире всё равно восторжествует свет, тьму рассеет огонь, зажжённый человеком.
3.Стилистическая окраска слова. Свершить и сварганить. Эти слова имеют одно значение: «сделать, закончить работу», но имеют разную стилистическую окраску. Глагол «свершить» придаёт речи торжественный характер. Глагол «сварганить» имеет иронический окрас.
Выделите группы различной стилистической окраски. Небесный, обормот, лучезарный, картошка, беззаветно, уведомить, водрузить, чело, глазёнки, свершить.
4.Специальные художественно- изобразительные средства (тропы) Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота.
Подберите эпитеты. Солнце Туман Огонь Свет Сирень Чувство тишина
Придумай несколько сравнений. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно… За дверью раздался шум, который походил на….
Смоделируй метафоры. Море догорать,как отблески заката Луна терзать Время грозно реветь Любовь глотнуть,как воздух
Человек средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни?