ГБОУ ЦРР Детский сад 1647 Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Задачи проекта Проведение мониторинга дошкольного образования ориентируемое на основные аспекты качества образования Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и формирование единого понимания критериев качества образования Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей; Совершенствование стиля общения педагога с детьми/ Формирование у детей основ личности будущего гражданина;
Этапы реализации проекта: 2 год – Основной (апробация учебно- методических материалов) 3 год – Заключительный (внедрение результатов эксперимента) 1 год – Подготовительный (научно- теоретический, повышение квалификации педагогов)
Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Подготовка детей к школе задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости. Выделяют три направления оценки готовности к школе:
Три направления оценки готовности к школе: Физиологическая готовность к школе Социально- личностная готовность к обучению в школе Психологическая готовность к школьному обучению
Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Психологическая готовность Интеллектуальная готовностьИнтеллектуальная готовность Волевая готовностьВолевая готовность Умение сдерживать и контролировать поведениеУмение сдерживать и контролировать поведение Высокая мотивационная готовностьВысокая мотивационная готовность Эмоционально – волевая готовностьЭмоционально – волевая готовность Познавательная активностьПознавательная активность
Социально-личностная готовность Умение работать в коллективе, помогать, советовать; 2. Умение осознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его; 3. Умение сформировать произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением; 4. Умение выделять учебную задачу среди своих сиюминутных интересов; 5. Уметь выслушивать взрослых, сверстников.
Социально- личностная готовность к обучению в школе. Она включает в себя следующие направления: 1. Опыт общения ребенка со взрослыми; 2. Опыт общения со сверстниками; 3. Самооценка
Семья – это первая ступень в жизни человека
Роль семьи Сообщение ребенку сведений о его качестве и возможностях; Оценка его деятельности и поведения; Формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; Побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
Отношения детей со сверстниками
Игры Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе соблюдать правила и законы. В игре развивается память. Ребенок учится целенаправленно запоминать и припоминать. В процессе игры развивается воображение (дети строят дома из стульев, проектируют и мастерят из коробок ракеты). Воображение – важная основа творчества. В игре развиваются и усовершенствуются новые движения, развивается моторика.
Самооценка ребенка
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: …Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку
Мониторинг определения готовности дошкольника к школьному обучению Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Группа детского сада Дата проведения мониторинга Имя,фамили я ребенка Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Здоровье Физическаякультура СоциализацияТрудБезопасностьПознаниеКоммуникацияЧтениехудожественнойлитературыХудожественноетворчествоМузыкаИтоговый результат 1 балл большинство компонентов недостаточно развиты; 2 баллаотдельные компоненты не развиты; 3 балласоответствует возрасту; 4 баллавысокий.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Группа детского сада Дата проведения мониторинга Имя,фамилия ребенка Уровень развития интегративных качеств Физическое развитие Любознательность,активность Эмоциональность,отзывчивостьОвладение средствамиобщения и способамивзаимодействия совзрослымиСпособность управлятьсвоим поведением ипланировать свои действия Способность решатьинтеллектуальные Представление о себе, семье, обществе,государстве, мире иприроде. Овладение предпосылкамиучебной деятельностиИтоговый результат 1 балл большинство компонентов недостаточно развиты; 2 баллаотдельные компоненты не развиты; 3 балласоответствует возрасту; 4 баллавысокий.
Методики Два домика, Рукавичка Лесенка
В эксперименте приняли участие дети старших и подготовительных групп. Старшая группа 3 – 25 детей, из них 12 мальчиков и 13 девочек Старшая группа 8 – 24 ребенка, из них 10 мальчиков и 14 девочек Подготовительная группа 1 – 26 детей, из них 11 мальчиков и 15 девочек Подготовительная группа 12(логопедическая) – 15 детей, их них 11 мальчиков и 4 девочки.
Диагностика особенностей отношений со взрослыми.
Диагностика особенностей отношений со сверстниками.
Диагностика самооценки ребенка.
Результаты мониторинга в обследуемых группах:
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Старшая группа учебный год 1 полугодие2 полугодие 72,5%81,9
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Старшая группа учебный год 1 полугодие2 полугодие 70,1%80,2%
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Подготовительная группа учебный год 1 полугодие2 полугодие 75,9%89,6%
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Подготовительная группа учебный год 1 полугодие2 полугодие 73,4%84,9%
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Уровень развития интегративных качеств в старшей группе учебный год 1 полугодие2 полугодие Низкий уровень10,6%Низкий уровень8,2% Средний уровень43,5%Средний уровень38,7% Высокий уровень45,9%Высокий уровень52,6%
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Уровень развития интегративных качеств в старшей группе учебный год 1 полугодие2 полугодие Низкий уровень 11,6% Низкий уровень 2,8% Средний уровень74,8%Средний уровень79,7% Высокий уровень13,9%Высокий уровень17,3%
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Уровень развития интегративных качеств в подготовительной группе учебный год 1 полугодие2 полугодие Низкий уровень 0% Низкий уровень 0% Средний уровень37,6%Средний уровень14,6 Высокий уровень62,4%Высокий уровень85,4%
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Уровень развития интегративных качеств в подготовительной группе учебный год 1 полугодие2 полугодие Низкий уровень 9,6% Низкий уровень 5,1% Средний уровень 42,5% Средний уровень 30,82% Высокий уровень 47,9% Высокий уровень 63,32%
Анализ результатов показал, что степень умственной работоспособности в подготовительной группе выше, чем в старшей. Кроме того, отмечается, что объем работы больше и качество работы лучше у девочек (по сравнению с мальчиками)
Уровень готовности к школе мальчиков и девочек в старшей группе
Уровень готовности к школе мальчиков и девочек в подготовительной группе
Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большинство детей старшей и подготовительной групп детского сада готово к обучению в школе. Но 6-летние дети по большинству показателей имеют более низкий уровень готовности, чем 7-летние.
Желание учиться Хорошее здоровье Развитая моторика, хороший уровень развития познавательных процессов Стремление к общению Развитая волевая сфера
Спасибо за внимание!