«Три клада у природы есть: вода, земля и воздух – три ее основы. Какая бы ни грянула беда, целы они – все возродится снова». С. Викулов
В нашей стране в последнее время педагоги начали уделять внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Дети имеют недостаточное представление о свойствах вода, о ее значении в жизни человека и живых организмов.
ЗАДАЧИ: В процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. 1.Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.) 2. Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов 3. Познакомить с круговоротом воды в природе. 4. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения 5. Развивать речь, мышление, познавательную активность. 6. Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу 7. Развивать экологическую культуру
В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин: 1.Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание. 2. Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется: снег, лед, пар и т.д., имеет свои свойства (вода – текучая, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы, цвета…) 3. С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т.к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.
Участники проекта ДетиРодители Воспитатель
1 – й этап подготовительный Постановка целей и разработка содержания учебно – воспи- тательного процесса в рамках проекта, накопление информа- ции по теме проекта: подбор литературы, иллюстраций, стихов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, изготовление экологических игр. 2 – й этап основной На основе опытов познакомить детей с некоторыми свойствами воды; Выполнение творческих заданий; Взаимодействие с родителями, направленное на реализа – цию проекта. 3 – й этап заключительный Представление результатов проекта в виде выставки продуктов детского творчества; Итоговая викторина «Путешествие с Капелькой».
По окончании проекта предполагаются следующие результаты : Дети будут иметь достаточно представлений о воде; Знать, что океаны, моря, реки… - это вода, которая нас окружает); Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать; Понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле; Научаться бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Заключение: В ходе реализации проекта « Вода вокруг нас » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Используемая литература: Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» творческий Центр Москва 2006; С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» «Просвещение» Москва 2004; Н.Ф. Рыжова «Наш дом – природа. Волшебница – вода» Москва, Интернет – сайты; Мероприятия: Проект включает в себя: занятия, беседы, практические действия детей (опыты), развлечение, работа с родителями; Дополнительный материал: загадки, стихотворения, сказки. Оборудование и материал: глобус; колбы, емкости, акварельные краски для проведения опытов с водой; разнообразные иллюстрации и фотографии с изображением водных ресурсов, картинки: как человек использует воду, схема круговорота воды в природе, как вода попадает к нам в кран,капля «Капитошка».