ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Теории страха И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно - оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Причины страха Причины страха ( распространённые ): - конкретный случай ( укусила собака, застрял в лифте ) - внушённые страхи - детская фантазия - внутрисемейные конфликты - взаимоотношения со сверстниками - невроз
Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так : З. Фрейд выделяет 2 источника : 1) автоматические ( в ситуациях опасности ); 2) продуцированные – события, которые способствуют неудачам. Э. Фромм : 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность : подражание, травма, система наказаний, вина. В отечественной психологии ( Данилова, Гарбузов, Кришакова ) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания : гиперсоциализированное ( сверхориентация на окружающих ); непринятие матерью ребёнка ; тревожно – мнительное воспитание ; эгоцентрическое ( ребенок – звезда ).
Динамика страхов и тревожности 1. Беременность, роды : плод реагирует на состояние беспокойства матери. 2. Первые месяцы : отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки года. – ночные кошмары ( волк, баба - яга ) –7 лет - страх смерти, страх войны, стихийного бедствия – 11 лет – социальные страхи, например страх двойки – 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например страх не быть самым лучшим, страх отвержения.
Критерии выявления тревоги у ребёнка : 1. Испытывает постоянное беспокойство. 2. Трудности в концентрации внимания. 3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна. Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.
Виды страхов Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой - то игрушкой или не хочет надевать какую - то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой - либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
Преодоление детских страхов Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях : - консультирование ; - лекции - семинары ( для родителей, педагогов ); - стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.
Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов : 1- й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2- й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик. 3- й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.
4- й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5- й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.
Три основные направления в коррекционной работе с тревожными детьми : 1. Повышение самооценки ( упражнение " Похвалилки ", " За что меня любит мама "). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения ( техники с песком, рисование и лепка, массаж ). 3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях ( ролевые игры : страх и тревога должны доводится до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности ).
Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет. Цели : отреагировать эмоционально напряжение ; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде ; укрепить уверенность в себе. Используются а ) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б ) игры - подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности ; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в ) игры - драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.
Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно. Цели : дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование : 1) ребенок рисует свой страх ; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха ; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.
Диагностика страхов : Методика Ч. Спилбергера, тест тревожности Тэмпл, Дорки ( картинкам нужно выбрать лицо ), проективные методики.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентацию подготовила Сагитова Аделина.