Пермский звериный стиль или Сесина Ольга Евгеньевна МОУСОШ 21 г.Екатеринбург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных.
Advertisements

Пермский звериный стиль Пермский звериный стиль п.Майский, 2011 г. МБОУ «Майская СОШ» Автор: Мартюшева О.М., учитель географии.
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 8 класс. Особенности первобытных религиозных представлений: Отсутствие представлений о Боге как силе, находящейся над миром.
Кулайская культура (эпоха раннего железного века) Глава 7. Древняя культура Ямала. КНЯ. § 29.
Климова Ксения 4Б Руководитель : Савинкова С.А. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Республика Коми и город Воркута
Преобразование реальных изображений в обобщенные, декоративные.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Дата основания галереи неизвестна, но в списках Hаркомпроса галерея значится с 1920 г. Открыта для публичного посещения 7 ноября 1922г. Её название неоднократно.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Это космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
ОГАОУ СПО «ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «ДЕНЬ ФЛАГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» Мероприятие подготовлено мастером.
Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности по теме «Я - гражданин» Старший воспитатель МБДОУ г.Владимира «Детский сад 9» Гладилкина.
На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она. Посмотрите на карту мира и сравните нашу страну по размеру с.
Вокруг Пазырыкского ковра. Автор Николаев Максим 12 лет –к1405-КДМ Б класс 261 гимназия. Россия Санкт-Петербург.
Транксрипт:

Пермский звериный стиль или Сесина Ольга Евгеньевна МОУСОШ 21 г.Екатеринбург

Первобытное искусство Урала Археологами найдены уникальные памятники первобытного искусства на Урале

Пермский звериный стиль Среди обнаруженных на больщой территории Урала культовых предметов, выделялась мелкая бытовая и религиозная миниатюра, выполненная из бронзы и меди. В изделиях явно прослеживалось единство стиля и оно получило название «Пермский звериный стиль» Два крылатых человеколося VIII-IX вв

Пермский звериный стиль Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ- искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.

Пермский звериный стиль Большинство сюжетов пермского звериного стиля находит свое объяснение в мифологии финно- угорских народов Европы и Сибири, являясь своеобразной иллюстрацией к определенным мифам и легендам, объясняющим возникновение мира и человека, его отношения с богами, героями, духами. Прорезная бляха

Пермский звериный стиль Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя. Прорезная бляха

Пермский звериный стиль Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Коньковая шумящая подвеска X-XX. Коньковая подвеска VIII-IX вв. Птицевидная подвеска. VI-VIII вв.

Пермский звериный стиль ОБРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ ШАМАНИЗМА неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами часто связывали предметы пермского звериного стиля. В этом случае культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки находили не на местах поселения средневекового населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах. Шаман - идол IX-XI вв. Подвеска - оберег VII-VIII вв.

Пермский звериный стиль В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом, почитавшим Золотую бабу. А местное население считало их чудскими, называя предметы культового литья «чудскими богами», и стремилось от них избавиться, признавая за ними волшебную силу. Птицевидная пронизка с человеческой личиной

Пермский звериный стиль ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ? МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.

Пермский звериный стиль Бронзовая фигурка медведя относится к изделиям металлической пластики искусства пермского "звериного стиля". Очень выразительна поза животного. В естественных условиях в такую позу встают медведи, защищая от врагов свое потомство. В христианской символике она интерпретируется как "моление о защите". Браслеты на передних и задних лапах зверя - также определенный символ магической защиты, талисман. Фигурку, возможно, использовали не только как индивидуальный амулет, но и как родовой фетиш Фигурка медведь-человек

Пермский звериный стиль МЕДВЕДЕЧЕЛОВЕК – фантастическая фигура великорусской геральдики, выражающая мифологические представления народов Северной Европы о персональном посредничестве между Небом и Землей. Еще кельтская мифологическая традиция связывала медведя (кельт. Artos) c образом короля Артура – реально существовавшего военного вождя кельтов-бриттов, на рубеже V и VI веков возглавившего их борьбу с англо-саксонским нашествием на Британские острова. Позднейшая средневековая литература наделила этот исторический образ легендарным величием мудрого короля, олицетворяющего мировой порядок и восседающего во главе рыцарей Круглого стола.фантастическая фигурагеральдикиКруглого Медведечеловек. Пермский звериный стиль I тыс. до Р.Х.

Пермский звериный стиль На Руси символизирующий могучую силу медведь являлся тотемным зверем многих племен, а в языческом сознании древних славян божественное происхождение медведя превращало его в хозяина "нижнего мира" и даже в одну из звериных ипостасей бога Велеса. Да и в самом русском характере подчас находят много схожих с медведем черт: за незлобием и внешней нерасторопностью скрывается умение дать жесткий отпор любому обидчикуВелес

Пермский звериный стиль Бронзовая фигурка медведь-человек I-III вв. Бронза, литье Высота 8 см Плоская фигурка "медведя-человека" отлита в двусторонней форме. Непропорционально большая голова с круглыми глазами, крупным носом и вытянутым ртом заканчивается мордой медведя со спускающимися на плечи передними лапами - как будто шкура медведя наброшена на голову человека. Мужская фигурка связана с культом самого сильного животного северных лесов, "хозяина леса" - медведя, который олицетворяет тотема-предка.

Пермский звериный стиль Пермская обл. Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Изображение головы медведя с передними лапами является каноническим образом прикамского искусства. Бляха-медальон с головой медведя VI-VIII вв. Бронза, литье Высота 8 см, ширина 5,7 см

Пермский звериный стиль ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА не менее яркий образ. К этому сюжету много раз обращались исследователи, показывая, что птицевидные изображения встречаются у разных народов. Так, с точки зрения Д. Н. Анучина, в представлениях древних птицы рассматрива­лись как существа, способные быть носителя­ми человеческих желаний и молений, а с другой стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символи­зировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир. У разных народов, в том числе народов Урала существует много мифов о людях-орлах, при помощи которых божества, а иногда и люди могли совершать путешествия Птицевидный идол Пермская обл., Соликамский район IX - XI вв. Бронза Ломоватовская культура 4,8 х 8,3 см

Пермский звериный стиль Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица – человек - лось» нашли отражение мировоззренческие воззрения коми. Хищная птица является образом власти, лик женщины соответствует образу Зарни–Ань, жизнедарующей солнечной богини, матери мира.

Пермский звериный стиль «ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систем), сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо. Как лестница, ведущая с неба под землю Бляха - семеро лосей идущих по спине ящера VI-VIII вв. Бронза 5,2 x 9,3 см Пермская обл. Семь абсолютно одинаковых лосей- людей с двупалыми руками и с копытцами на ногах идут справа налево по длинному рогатому ящеру. Сюжет образка связан с культом близнецов. Семерка братьев-близнецов число сакральное.

Пермский звериный стиль Дарственная пластина" имеет сложную двухъярусную композицию. На ней изображен лось-человек, идущий по ящеру налево в окружении жертв: две головы животных, три шкурки пушных зверей, одна из которых бобровая. Сюжет композиции связан с заключительным действием родового праздника: "проводы посланца в род". Лось-человек несет прошение о благополучии и соответствующую жертву. Дарственная пластина VI-VIII вв. Бронза, литье 11,2 x 4,6 см Пермская обл.

Пермский звериный стиль Бляха представляет сложную многофигурную композицию, в центре которой помещено сидящее на спине длинного, извивающегося ящера крылатое антропоморфное существо - человеколось в окружении лосиных голов и птиц. Ящер имеет короткий хвост и короткие трехпалые лапы, в его чреве семь рыб. Над антропоморфным существом - кричащие птицы. Композиция обрамлена фризом из голов лосей. Ажурная бляха VI-VIII вв. Бронза, литье 10 x 18,2 см Удмуртия, деревня Ныргында

Мастер великолепно скомпоновал многофигурную композицию. Живо передал динамику движений. Ныргындинская бляха как бы иллюстрирует сохранившуюся в удмуртском фольклоре легенду об устройстве вселенной, состоящей из трех миров: неба, земли, подземного (подводного) мира. Кричащие птицы олицетворяют верхний мир - небо; антропоморфное существо и лоси, символизирующие тотемическое единство человека и зверя, - землю; ящер с рыбами в чреве - подземный мир и водную стихию.

Пермский звериный стиль Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подзем¬ное царство) существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир небесный свод олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля.

Пермский звериный стиль ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург. С.Г.Строганов, основатель первого собрания изделий пермского звериного

Пермский звериный стиль На данный момент встретиться с этими культовыми предметами можно не только в музеях Пермского края, но и в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Национальном музее Финляндии.