Компьютерное моделирование биотических отношений Интегрированный урок по биологии и информатике в 11 классе. Д.К. Беляев Общая биология, Москва «Просвещение» 2004 Автор Давлетшина Вероника Васильевна учитель биологии МОУ «Гимназия 32» г. Нижнекамск
Вопросы по биологии Что является структурной единицей вида и эволюции? Дайте определение понятия «популяция». Приведите примеры популяций.
Для чего необходимо изучение динамики численности популяции?
Этапы компьютерного моделирования Построение описательной информационной модели. Создание формализованной модели. Построение компьютерной модели. Проведение компьютерного эксперимента. Проведение анализа полученных результатов.
Этап 1. Постановка задачи
Модель неограниченного роста - численность популяции в следующем году - численность популяции в текущем году - коэффициент роста
Модель «хищник – жертва» f – среднее потребление одним хищником жертв ежегодно d – коэффициент роста численности хищников
Задача 1 Начальная численность популяции оленя (жертвы) составляет 2000 особей. Оленями питается волк. Выжившая к концу каждого года часть популяции оленей увеличивает свою численность на 40%. Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%.
Задача 2 Начальная численность популяции зайцев(жертвы) составляет 1000 особей. Зайцами питается волк. Выжившая к концу каждого года часть популяции зайцев увеличивает свою численность на 40%. Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 40 зайцев ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%.
Таблица 1
Таблица 2
Анализ результатов
Домашнее задание Самостоятельно придумать несколько задач ( это могут быть новые вопросы к уже сформулированным задачам или задачи, основанные на минимальном изменении начальных данных). § 67 стр. 247, зад. 3,5 (учебник биологии)
Литература: 1. Учебник для классов, Д.К. Беляев, Москва «Прорсвещение», 2004; 2. Сайт (автор программы Угринович Н.Д.)