Урок математики для 4-го класса Учитель: Ильина С.Н. Тема: «Нахождение площади различных фигур путём разбиения, дополнения» МОУ "Гимназия 4" г. Дзержинский Московская область
- Над какой темой мы работаем на уроках математики? (Нахождение площади различных фигур). На доске прямоугольник. Назовите фигуру: ХОД УРОКА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 2.СИТУАЦИЯ УСПЕХА.
-Какие данные необходимы для нахождения площади этого прямоугольника? Практическая работа в тетради 4 дм 2 дм
- По какой формуле найдете площадь этой фигуры? На доске появляется формула S = а b -Что такое а и b в этой формуле? -В каких единицах может измеряться площадь? ( Дети называют). На доске единицы площади. мм 2, см 2, м 2, дм 2, км 2 (га) -Скажите решение. На доске решение S=24=8(дм 2 ) Практическая работа в тетради
На доске прямоугольный треугольник. 30 см 60 см -Назовите фигуру. Достаточно ли данных для нахождения площади данного треугольника? (Нет. Необходимо знать длину катетов.) -Нужны ли данные о третьей стороне? Как она называется? (Нет. Гипотенуза) На доске 30 см 50 см Практическая работа в тетради
- Следующее задание. Необходимо положить асфальт на трёх спортивных площадках ? На какой участок пойдёт асфальта больше? От чего это будет зависеть? (От размеров участка). -Правильно. Говоря математическим языком, от площади участка. Значит, прежде чем ответить на вопрос: « Какой участок придётся расчищать дольше?» Вы должны, что сделать? (Найти площадь участков ) Постановка учебной задачи
1. Запись примеров на сложение однозначных чисел с переходом через десяток в беспорядке. Назовите мне примеры, где однозначные числа при сложении дают переполнение. Дети называют, учитель в беспорядке записывает их на доске. Легко ли нам будет запомнить ответы, если примеры записаны в беспорядке? Легко ли выучить стихотворение, если в нем переставлены строчки или слова? Что надо делать? (Навести порядок) Составление таблицы с 9. Ну, тогда давайте возьмем одним из слагаемых число 9. И так, первое слагаемое-9.
Постановка учебной задачи Работаем самостоятельно. На доске -Нашли площадь участков? -У какого участка не смогли найти площадь? (У третьего) -Тогда начнём с тех участков, нахождение площади которых не вызвало затруднений.
Постановка учебной задачи -Какой формы первый участок? Назовите формулу для нахождения его площади. Скажите решение. На доске S = a b: 2 S=64:2=12(см 2 ) -Какой формы второй участок? Назовите формулу для нахождения его площади. Скажите решение. На доске S = a b S=62=12(см 2 ) -Молодцы. Разберёмся с последним участком. Что это за фигура? Почему не смогли найти площадь этой фигуры? (Нет формулы) На доске S многоугольника =? Фиксация проблемы!
-Рассмотрим фигуру повнимательнее. Если нет способа, то может быть можно воспользоваться чем-нибудь, что мы уже знаем и умеем? Подсказки: 1.Формулы нахождения площади прямоугольника и прямоугольного треугольника. 2.Напоминание о том, как находили площадь прямоугольного треугольника. -Что же нужно сделать с многоугольником? (Разбить на знакомые фигуры) -Покажите, как нужно разбить эту фигуру. Анализ
-Зафиксируем этапы работы: 1.)разбиваем многоугольник на прямоугольник и прямоугольный треугольник; 2.)находим площадь прямоугольника; 3.) находим площадь прямоугольного треугольника; 4.)S + S =S многоугольника Анализ
-Какие же умения и навыки необходимы для того, чтобы найти площадь многоугольника? (Фронтальный опрос) Вопросы-подсказки. На доске -умение измерять фигуру; -умение находить площадь прямоугольника и треугольника; -умение выполнять действия с именованными числами; -умение разбивать фигуру. Последняя на доске. Конкретизация цели
-Какое из перечисленных умений для нас новое? -Сегодня мы будем тренироваться разбивать различные фигуры на те, площадь которых мы умеем находить. Работа в группах. Задание. Тренинг
Проверка работы. Выступление групп. ИТОГ. -Площадь какой фигуры найти легче? От чего это зависит?(Где меньше действий при нахождении площади фигуры). -Легче,быстрее-путь, на который затрачивается меньше времени, действий-есть понятие удобного способа. Каждая группа получает свою фигуру. Задача: разбить данный многоугольник на фигуры, площадь которых мы можем находить.Фиксируйте порядок действий при нахождении площади вашей фигуры. Тренинг
-Молодцы. Следующее задание выполним в парах. Найти быстрый, удобный способ нахождения площади заштрихованной фигуры и зафиксировать порядок действий. Уточнение способа
Проверка. -Каким способом находили площадь? (Разбиением) -Сколько этапов в нахождении площади получается? 1.S1 2.S1 X 2 3.S2 4.S2 X2 5.+ Уточнение способа
Все этапы на доске. -Сколько действий понадобилось, чтобы найти площадь? -Это быстро, легко? -Может быть, есть легче способ? -Что это за большая фигура?(Квадрат) -Найдём сначала площадь всей фигуры, т. е.дополним нашу «рамку» до полного квадрата. -А внутри, что за фигура?(Квадрат) Уточнение способа
-Подскажите, что делать дальше? (Найти площадь маленького квадрата, потом из площади большого квадрата вычесть площадь маленького). -Сколько этапов получится? (Три) Этапы на доске. 1.S1 2.S2 3.- Уточнение способа
-Сравните два способа. Какой удобнее? ВЫВОД. -Как мы действовали? (Нашли площадь целого большого квадрата, потом нашли площадь маленького квадрата, затем вычли из площади большого квадрата площадь маленького квадрата) -То есть мы сначала дополнили фигуру. Это способ дополнения. На доске -умение дополнять фигуру Уточнение способа
-Сегодня мы работали с различными фигурами. -Какие действия надо прежде выполнить, чтобы найти площадь многоугольника?(Разбить или дополнить фигуру) -Ответили ли мы на вопрос, который ставили в начале урока? -Можем ли мы зафиксировать площадь многоугольника в какой-то единой формуле? -Всем спасибо за работу на уроке. Итог урока
Дополнительно: -Дети для нахождения площади правильного шестиугольника придумали несколько способов. Какой способ самый удобный? S=(a h):26 Задание из учебника Э. Александровой 2 часть страница 43 60