ДОШКОЛЬНИКОВ Моральное воспитание Представление опыта работы ВоспитательТ.А.Андриевская Г. Лысьва, Пермский край 2008 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39»
«Моральное воспитание в детском саду» Воспитател ь 1 категории Андриевск ая Т.А. Сообщение по теме самообразования
Моральное воспитание Термин «Мораль» произошло от латинского слова «mores»,что в переводе означает «нравы». В отечественной дошкольной педагогике всегда присутствовал раздел морального, или нравственного воспитания. К основным задачам морального воспитания мы относим : 1 Формирование морального поведения (ребёнок должен не только знать соответствующие нормы морали,но и следовать им в своих поступках и отношениях с другими ) 2 Формирование эмоционального отношения к нормам, к фактам их соблюдения и нарушения
Моральное воспитание 3 Формирование доброжелательных отношений к другим людям, и особенно к сверстникам. 4 Формирование положительных групповых норм.
Моральное воспитание По этой теме я работаю первый год. В работе с детьми использую объединение отдельных методик в общее смысловое целое и стимулирую интерес детей к предлагаемым новым задачам. Методики : «Рассказ про тебя » «Я поступил плохо,когда … » « Моральные пьески » «Методика –игра « Фу » «Методика –игра « Фу »
Моральное воспитание Методика «Рассказ про тебя » Задача : внесение в образ –Я ребёнка представлений о себе как о носителе определённых моральных качеств ( честность, справедливость, отзывчивость ) и одобрение в себе этих качеств. События,описываемые в рассказах, носят достаточно реалистичный характер и могли бы иметь место в действительности (делёжка конфет, помощь сверстнику,защита животного, признание своей вины и др.)
Моральное воспитание Образ ребёнка в этих рассказах отличается и от того, каков он на самом деле,и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе он лучше,т. е. ребёнку показывают образец. Таким он может стать.Так у ребёнка формируется положительный образ себя. Возможность соответствовать ему на практике,а не только в воображении. Возврат
Моральное воспитание Методика «Я поступил плохо,когда …»- это формирование критической моральной самооценки. Для возникновения у ребенка критической самооценки необходима уверенность в положительном отношении к нему окружающих, а стремление оправдать эти ожидания побуждает преодолевать свои недостатки. Способность наедине с собой сказать «Я поступил плохо », «Я должен поступить иначе »,-не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям.
Моральное воспитание Одним из шагов в данном направлении является рассказ о своих поступках другим. Но одному человеку,персонажу, а не всей группе. Воспитатель выполняет роль технического посредника (записывает высказывания детей,передает записки персонажу ). Тот уносит их,а в следующий приход радуется тому, что дети нашли в себе мужество написать о себе правду, И выражает уверенность, что они стали лучше. Например : « Я поссорилась с подругой. Она играла с другой девочкой.Но потом мы помирились и играли втроем.» «Я взял без спроса игрушку из чужого шкафчика. Мальчик подумал, что потеряли и расстроился. Я отдал и извинился.» Возврат
« Моральное воспитание » Методика « Моральные пьески » Задача :вызвать у детей сочувствие «жертвам» неблаговидных поступков,возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. Героями пьесок являются дети, а события, происходящие с ними, действительно могут случиться в любой группе детского сада. С начала детям я показывала пьески сама, постепенно дети ( Лиза, Юля, Оля, Гриша, Кирилл и др.) высказали желание участвовать.
« Моральное воспитание » Дети посмотрели пьески «Камешек в туфельке.» « Разрушенная крепость.», «Чужой кубик.», «Порванная книга.» и др. В самостоятельной ВозвратВозврат деятельности придумали новые : « Красивое платье », «Новая машина », « Раскраска.» Эта методика особенно результативна при развитие диалогической речи детей.
« Моральное воспитание » Методика – игра « Фу » Задача :практиковать детей в коллективном одобрении и осуждении положительных и отрицательных поступков. Воспитатель поочередно называет разные поступки(«оторвал кукле руку », «помог другому застегнуть пуговицу»,и т.д.). Дети хором оценивают их возгласами « Фу !» или « Ура! ». Детям эта игра очень нравится.
« Моральное воспитание » Все эти методики являются фундаментом для дальнейшего развития у детей морального облика.А мораль является важной сферой любой культуры. Поэтому я старалась в своей работе по этой теме развивать у детей : 1становление морального поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуаций. 2овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного )и к их нарушению (отрицательного ). 3 возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыт использования положительных групповых норм.
«Моральное воспитание » В дальнейшем буду планировать свою работу по этой теме со среднего возраста. Используя эти и другие методики, литературу.
Работа проводилась в соответствии с программой «Радуга». Использовались рекомендации С.Г.Якобсон «Моральное воспитание в детском саду»
Моральное воспитание Спасибо за внимание !