Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествие в творческую лабораторию Ф.М. Достоевского.
Advertisements

Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Специальный выпуск журнала «Современник»:«Любовь и «проза» жизни Н.А.Некрасова» Если проза в любви неизбежна…
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Выполнила ученица 10 класса Глухова Олеся с.Пятина.2008 г.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.
Номинация « Биография Н. А. Некрасова » Выполнил Геворгян Гор Арменович ученик 9 а класса МБОУ СОШ 76 Учитель Кумина Е. С.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Урок литературы Анализ поэтического текста Вступление Лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык. Лучшее в каждом языке - это созданная на нем литература.
Транксрипт:

Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный анализ поэтического текста

Имманентный анализ поэтического текста ( класс) Анализ, направленный на сам текст, ограничивающийся материалом конкретного текста

Формулы имманентного анализа поэтического текста Способы выражения авторского сознания Обнаружение функций метра, размера, рифмы Обнаружение закономерности (-ей) в композиции Образы и мотивы в структуре текста Анализ текста по уровням Роль средств художественной изобразительности

Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78) * * * Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу конец обратно

Способы выражения авторского сознания лирический геройлирическое «Я»«собственно-автор» Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят МЕНЯ,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... Ты всегда хороша несравненно, Но когда Я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов МОИХ глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво МЕНЯ ты смешишь; выражаются чувства, настроения, эмоции лирического «Я»; интимная лирика 4

обнаружение функций метра, размера, рифмы «Свой ритм мы вкладываем во всё, к чему прикасается наша рука или мысль… Смысл и настроение стихотворения передаются через ритм, как чувства человека - через дыхание и пульс…» (Из ученических работ) РИТМ

Метр: - хорей - ямб - дактиль - амфибрахий - анапест Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Размер: удлинение, замедление речи; размышления героя 3 –х -стопный 4

Рифма: Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... [ЭННА] [УМ] [ЭННА] [УМ] [ИЛА] [ИШ] [ЫЛА] [ЫШ] [ЛАСК'И] [Н'А] [ЛАСК'И] [Н'А] [ОР'Э] [У] [ОР'Э] [У] ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА, ЧЕРЕДОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ РИФМЫ; РИФМА БЕДНАЯ, ТОЧНАЯ БОГАТАЯ РИФМА НЕТОЧНАЯ РИФМА В ОСНОВНОМ – ЧЕТКАЯ СИСТЕМА РИФМОВКИ; ПОКАЗАН ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ ДВУХ ЛИЦ; ЯВНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Композиция произведения Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... ты я 1 – 3 СТРОФЫ – СОПОСТАВЛЕНИЕ 4 СТРОФА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАК (7 раз) – усиление напряжения ЧТО – разрешение ситуации 4

Образы и мотивы Я ТЫ самостоятельная работа: 1.определите, какие слова характеризуют образ «Я» и образ «ТЫ»; 2.найдите и назовите основные мотивы этого произведения. 3. охарактеризуйте мотив имитации одного героя другим (1 – 2 строфы) 4

Анализ текста по уровням Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический А-а-а О-о-о М-м-м ручка - веточка изумительно – безобразно спешу - лечу багряный – золотистый мы – они - я … ; !

Фонетический уровень ассонансаллитерация Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... ТЫ (она) – доминанта [а]открытость Я (он) – доминанта [у] лабиальный, приглушённость КОНТРАСТ [с][ш][х] (глухие согласные) [м][н][л] (сонорные согласные)

Лексический уровень Эмоционально-оценочная лексика: уныл угрюм хороша несравненно вдохновенно весёлый, насмешливый ум хохочешь бойко и мило добра Я (он) ТЫ (она) контраст; столкновение настроений героев 4

Морфологический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь ; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... «действует» «ОНА» «действует» «ОН» (с ней) глаголы

Синтаксический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... приём умолчания одно предложение подумайте, какое это имеет значение для данного текста?

Средства художественной изобразительности Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... тропыфигуры -Олицетворение -Метафора -Эпитет -Синекдоха -Метонимия -… -Параллелизм -Анафора -Эпифора -Инверсия -… самостоятельная работа: приведите примеры имеющихся средств художественной изобразительности, охарактеризуйте их роль в тексте; найдите, как показан внутренний конфликт героев через изобразительно-выразительные средства.

Выводы : Какую функцию выполняют те или иные операторы имманентного анализа? способ выражения авторского сознания; ритм; образы и мотивы стихотворения; синтаксический уровень текста Это произведение – интимная лирика; герой («Я») выражает свои чувства, размышления. Уже в начале стихотворения проецируется та «разумность» и «кротость», которую герой в итоге приобретет благодаря героине. рифма (составная ритма); композиция произведения; образы и мотивы; фонетическая, лексическая и морфологическая организация текста; средства художественной изобразительности Показан внутренний диалог 2-х героев (его и её), столкновение и противопоставление их настроений (по контрасту); в конце текста – объединение героев. Сделайте вывод, как идея произведения связана с его формой.