Парушкина Г.Н. Учитель русского языка и литературы МКОУ «»Бородинская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области
Виды глагола
Словарный диктант В..крикнуть от бол.., в..дрогнуть от ш..роха, ра..сеять на грядк..,ра..седлать в конюшн.., ра..сказать о друг.., и..чезнуть в чащ.., ра..смотреть в отдалени… Дополнительные задания. 1.Определите вид глаголов, подберите к каждому видовую пару. 2.Сделайте вывод: как от глаголов совершенного вида образовать глаголы несовершенного вида?
Тренировочные упражнения Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. Каким способом от глаголов несовершенного вида образованы глаголы совершенного вида? При помощи приставок, суффиксов - ну-, -ва-.
Укажите простые и сложные предложения. Определите в каждом из них вид глаголов. Сделайте вывод об употреблении в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. 1.Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. 2. Семь раз отмерь, один отрежь.
3. Облачное небо висит низко, но всё равно захватывает и чарует здешняя природная красота. 4. И вдруг в душе Вани будто что-то повернулось и открылось. 5. Лошадёнка жуёт, слушает и дышит в руки своего хозяина. В одном ряду употребляются обычно глаголы одного вида.
Объяснительный диктант Знаешь ли ты? Откуда произошло слово «плотник»? От «плот». Плот – это значит плотно, тесно скреплённые брёвна. Он был первым судном у людей. Чего проще? Бревно к бревну нагородил, связал. А попробуйте! Попробуйте настелить на воде такой пол, чтобы он не расползся, чтоб его течением не размыло. Чтоб на порогах не разметало по брёвнышку.
Обобщение О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие трудности возникли на уроке?
Дома С.242, упр. 648