Готовимся к ГИА Приемы компрессии текста (пишем сжатое изложение) Часть 1. С 1.
Задание С1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если: 1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; 2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста; 3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Памятка 1. Не стремиться воспроизвести текст дословно. 2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.). 3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. 4.Правильно употреблять личные местоимения. 5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова.
Основные способы сжатия текста предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.); предложений с описаниями и рассуждениями; повторов; одного или нескольких синонимов. Исключение
Основные способы сжатия текста обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи. Обобщение
Основные способы сжатия текста Упрощение разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением; формулирование мысли своими словами.
Работаем с текстом Выделим микротемы. 1 абзац. Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Работаем с текстом Выделим микротемы. 2 абзац. Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Работаем с текстом Выделим микротемы. 3 абзац. Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
Работаем с текстом Выделим микротемы. 4 абзац. «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Работаем с текстом Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
Использованные приёмы сжатия Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство – его). Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой). Исключение синонима (грустные). Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных).
Работаем с текстом Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Использованные приёмы сжатия Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением) Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..) Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали); Исключение фрагментов предложения и переформули- рование мысли своими словами.
Работаем с текстом Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Использованные приёмы сжатия Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение; Исключение предложения, содержащего второстепенные факты
Работаем с текстом «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Самостоятельная работа Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. 1 абзац. Микротема.
Самостоятельная работа 2 абзац. Микротема. Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.
Самостоятельная работа 3 абзац. Микротема. Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.
Самостоятельная работа 4 абзац. Микротема. Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.
Творческих успехов! за работу