Модернизация системы образования Китая
Содержание Реформа и развитие образования Дошкольное образование Начальное и среднее образование Профессиональное обучение Высшее образование Образование для взрослых Особое образование
Реформа и развитие образования До 1949 года 80% 500-миллионного населения Китая было неграмотным. В результате реформы системы образования ситуация изменилась. К настоящему времени 95% районов Китая охвачено обязательным начальным обучением, 99% детей школьного возраста ходят в школу. Сокращается число детей, которые по той или иной причине прервали учёбу. В масштабе страны число неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 5%. В настоящее время в Китае в основном создана система образования с рациональной структурой и полным объёмом дисциплин, где базовое, профессиональное, высшее образование и образование для взрослых развиваются скоординировано.
В настоящее время в стране имеется около 1050 вузов, в которых обучается 3,6 млн. человек. При 736 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 200 тыс. соискателей; открыто 962 высших учебных заведения для взрослых, где обучается 2,85 млн. человек. Одновременно в стране насчитывается общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучается около 10 млн. человек; открыто средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых проходят обучение 11,35 млн. учащихся средних школ (включая 1,8 млн. студентов техникумов) или 55% всех учащихся средних школ высшей ступени. В средних школах первой ступени по всей стране обучается около 55 млн. человек. Правительство Китая, исходя из стратегии «подъём страны за счёт науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придаёт важное значение развитию образования и повышению культурного уровня граждан.
Дошкольное образование Основной формой дошкольного воспитания в КНР является детский сад. Однако существуют и другие формы. Государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельных лиц на открытие детских садов. Выработаны цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране имеется 67 педагогических училищ дошкольного воспитания. Управление детсадами поставлено на централизованную основу.
Начальное и среднее образование Срок начального образования в КНР составляет 6 лет. Главное место среди начальных учебных заведений занимают общеобразовательные шестилетние начальные школы с полным днём обучения. В программу всех начальных школ включены идейное и нравственное воспитание, родной язык, политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, физиология и гигиена, трудовые навыки и др. Первые 9 лет обучения (включая начальное и среднее образование первой ступени) относятся к обязательному. Все дети с шестилетнего возраста должны ходить в школу.
В районах, где в основном осуществляется всеобщее среднее образование первой ступени, дети, окончившие начальную школу, могут без приёмных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства. Чтобы поступить в среднюю школу высшей ступени, выпускники средней школы высшей ступени, должны сдать вступительные экзамены, организованные местными просветительско- административными органами в общем порядке. С 1986 года, после принятия «Закона КНР об обязательном образовании», правительства разных уровней реализуют систему 9-летнего обязательного образования. В настоящее время ею охвачено 50% населения страны. В крупных и средних городах, А также в экономически более развитых приморских районах реализуется всеобщее полное среднее образование.
Профессиональное обучение В «Законе КНР о профессиональном образовании», принятом в 1996 году, чётко регламентированы структура, основные задачи, устройство управленческого аппарата и обозначены финансовые источники профессионального образования. В систему профессионального образования входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на общественных началах. Они относятся к высшей, средней и начальной ступеням и тесно связаны друг с другом.
Высшее профессиональное образование, осуществляющееся на базе среднего образования высшей ступени и являющееся важной частью высшего образования, находится в состоянии становления. Оно реализуется главным образом в 87 профессионально- технических институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах, ряде высших специальных учебных заведений, 133 вузах для взрослых, где в опытном порядке даётся высшее профессиональное образование по 188 специальностям. В 18 средних техникумах учреждены группы высшего профессионального образования.
Данные учебные заведения готовят квалифицированные технические кадры. Согласно программе развития профессионального образования, в ближайшее время Китай ускорит реформу системы высшего профессионального образования, упорядочит свои высшие профессиональные школы, с тем чтобы превратить их в профессиональные институты.
Среднее профессиональное образование Основная часть профессионального образования Китая - включает средние профессионально-технические школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят технические и управленческие кадры среднего уровня. К настоящему времени в стране насчитывается 3206 средних профессиональных школ. В 8500 полных средних школах профессиональной ориентации обучается 4 млн. человек. Здесь готовят работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определёнными профессиональными знаниями и навыками.
Средние технические училища (техникумы), появившиеся впервые в Китае в 1949 году, предназначены для подготовки рабочих высокой квалификации. Их насчитывается 4467, в них учатся 1,863 млн. человек по более чем 400 специальностям. В настоящее время в стране открыто более 17 тыс. профессиональных учебных заведений разных типов и разных ступеней, 2090 центров профессиональной подготовки, более 400 тыс. центров повышения квалификации рабочих и служащих, курсов технической подготовки взрослых и т.п. Ежегодно в них проходит подготовку несколько десятков миллионов человек.
Высшее образование В КНР сложилась многоступенчатая система высшего образования. Число обычных вузов в 2003 году составило По мере непрерывного углубления реформы управленческой системы высшего образования повышается эффективность обучения. Рационализируется соотношение выпускников разных специальностей. В 1997 году отменён старый порядок приёма в вузы, разделявший студентов на две категории - принятых по директивному плану государства и принятых по регулируемому плану. В настоящее время все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Действует система стипендий. Выпускники вузов трудоустраиваются самостоятельно или поступают в аспирантуру. Китайские вузы могут посылать студентов за границу на учёбу и стажировку. В 2003 г году их число составило 40 тыс. человек.
Образование для взрослых Система образования для взрослых включает радио и телеуниверситеты, вузы для рабочих, служащих и крестьян, институты для управленческих кадров, институты для педагогов, заочные институты, различные курсы для взрослых при вузах (например, заочные, вечерние курсы, курсы переподготовки учителей), курсы дистанционного обучения с помощью средств спутниковой связи, самообразовательные курсы с последующей сдачей государственных экзаменов и т.д.; средние специальные курсы для рабочих и служащих, средние школы для взрослых и средние школы технической подготовки; культурно- технические школы для крестьян при средних специальных школах для взрослых или средних общеобразовательных школах; радио-, телешколы для крестьян и т.д.
Образование для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторское обучение с полным учебным днём, заочное обучение с обеспечением аудиовизуальными учебными пособиями, обучение с полным или частичным отрывом от производства, вечернее и т.д. Кроме государственных учебных заведений для взрослых, в стране действует более 1200 высших школ, созданных на общественные средства, 21 из которых имеет право выдачи дипломов выпускникам. В то же время в Китае число неграмотных составляет около 85 млн. человек, причём 20 млн. из них – молодые люди.
Особое образование В 1978 году в КНР принят ряд законов и правовых актов, обеспечивающих право инвалидов на образование. Были разработаны основной курс и политические установки по развитию особого образования, создан специальный фонд развития. В настоящее время в стране действует 1426 учебных заведений для детей с дефектами зрения, слуха или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при общеобразовательных школах, в которых учится 320 тыс. человек. В стране создано более 1700 центров по реабилитации глухих людей; открыто свыше 1000 заведений для профессиональной подготовки инвалидов.