Тема 20 Потребностно-мотивационная сфера субъекта деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Advertisements

Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ. МОТИВАЦИЯ Важный компонент регуляции любой деятельности человека. Основой успешной учебной деятельности любого школьника.
Деятельность. Мотивы деятельности.. Деятельность это активное взаимодействие субъекта с объектом, при котором субъект достигает сознательно поставленной.
Студент: Горина Татьяна Анатольевна Преподаватель: Иванова Н.В.
Мотивация социального поведения. «Понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Работу выполнила студентка 810 группы Лукашенко Рая МОТИВАЦИЯ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский.
Выполнила студентка 3-ВМ группы Дзебоева диана МОТИВАЦИЯ.
Мотивация Группа МАВРОС Татарстан, Калмыкия, Ставрополь,Тверь, Ярославль.
МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» ( ). Затем этот термин.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Министерство образования Московской области ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Презентация на тему: «Учебная мотивация»
Транксрипт:

Тема 20 Потребностно-мотивационная сфера субъекта деятельности

Основные цели занятия: Формирование знаний о потребностно- мотивационной сфере субъекта деятельности. Изучение содержания потребностей и мотивов в психологической науке. Ознакомление с основными подходами к изучению мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

Учебные вопросы: 1) Содержание потребностей и мотивов в психологической науке. 2) Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

Вопрос 1: Содержание потребностей и мотивов в психологической науке.

Мотивация это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотив ( от лат. movere приводить в движение, толкать ) это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по отношению мотивов к деятельности (внешние и внутренние) 2) по уровню осознания (осознаваемые и неосознаваемые)

Механизм образования мотива: возникновение потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием. осознание мотива: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности, позже осознается с помощью каких действий можно достичь желаемого. реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Потребностью называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Нужда это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. НУЖДА ПОТРЕБНОСТЬ

Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность.

Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ПОТРЕБНОСТИМОТИВЫЦЕЛИ

Характеристики мотивационной сферы: 1) Широта - качественное разнообразие мотивационных факторов. 2) Гибкость – возможность использовать более разнообразные средства для удовлетворения мотива. 3) Иерархизированность мотивов – различия мотивов по их силе и важности для человека.

Вопрос 2 Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии

Классификация моделей мотивации: Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Маккелланда и Г.Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний.

Абрахам Маслоу (Abraham Harold Maslow) Классификация потребностей А.Маслоу

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности Дэвид Макклеланд (David C. McClelland ) Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера «Поведение человека зависит от значимости для него достижения цели и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели.» Джулиан Бернард Роттер

Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера Локус контроля устойчивое, характеризующее человека как личность представление о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого или от складывающихся обстоятельств. 1) внутренний локус контроля 2) внешний локус контроля

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера «Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.» Фестингер Леон (Festinger, Leon)

Теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури) В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда.

Теория вознаграждения и наказания Э.Л.Торндайка «Поведение, за которое человек получает награду, постепенно становится все более типичным. А поведение, за которое наказывают, вскоре "прекращается".»

Мотивационная сфера в рамках психоаналитического подхода: Зигмунд Фрейд встряхнул мир, заявив, что человеком движет стремление к сексу и власти. Кларк Халл выделил четыре мотива, определяющих человеческое поведение: голод, жажду, сексуальное влечение и стремление избежать боли. Эдвард Деси и Ричард Райан считают, что у человеческого поведения есть только один внутренний мотив: люди занимаются тем, что доставляет им удовольствие. Виннер также назвал стремление к удовольствию единственным внутренним мотивом, который движет людьми.

Мотивационная сфера в отечественной психологии «Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека», созданная А.Н.Леонтьевым. Леонтьев описал важный механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом.

Заключение Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!