Тема 20 Потребностно-мотивационная сфера субъекта деятельности
Основные цели занятия: Формирование знаний о потребностно- мотивационной сфере субъекта деятельности. Изучение содержания потребностей и мотивов в психологической науке. Ознакомление с основными подходами к изучению мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
Учебные вопросы: 1) Содержание потребностей и мотивов в психологической науке. 2) Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
Вопрос 1: Содержание потребностей и мотивов в психологической науке.
Мотивация это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотив ( от лат. movere приводить в движение, толкать ) это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по отношению мотивов к деятельности (внешние и внутренние) 2) по уровню осознания (осознаваемые и неосознаваемые)
Механизм образования мотива: возникновение потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием. осознание мотива: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности, позже осознается с помощью каких действий можно достичь желаемого. реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Потребностью называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Нужда это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. НУЖДА ПОТРЕБНОСТЬ
Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность.
Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ПОТРЕБНОСТИМОТИВЫЦЕЛИ
Характеристики мотивационной сферы: 1) Широта - качественное разнообразие мотивационных факторов. 2) Гибкость – возможность использовать более разнообразные средства для удовлетворения мотива. 3) Иерархизированность мотивов – различия мотивов по их силе и важности для человека.
Вопрос 2 Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии
Классификация моделей мотивации: Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Маккелланда и Г.Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний.
Абрахам Маслоу (Abraham Harold Maslow) Классификация потребностей А.Маслоу
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности Дэвид Макклеланд (David C. McClelland ) Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.
Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера «Поведение человека зависит от значимости для него достижения цели и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели.» Джулиан Бернард Роттер
Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера Локус контроля устойчивое, характеризующее человека как личность представление о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого или от складывающихся обстоятельств. 1) внутренний локус контроля 2) внешний локус контроля
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера «Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.» Фестингер Леон (Festinger, Leon)
Теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури) В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда.
Теория вознаграждения и наказания Э.Л.Торндайка «Поведение, за которое человек получает награду, постепенно становится все более типичным. А поведение, за которое наказывают, вскоре "прекращается".»
Мотивационная сфера в рамках психоаналитического подхода: Зигмунд Фрейд встряхнул мир, заявив, что человеком движет стремление к сексу и власти. Кларк Халл выделил четыре мотива, определяющих человеческое поведение: голод, жажду, сексуальное влечение и стремление избежать боли. Эдвард Деси и Ричард Райан считают, что у человеческого поведения есть только один внутренний мотив: люди занимаются тем, что доставляет им удовольствие. Виннер также назвал стремление к удовольствию единственным внутренним мотивом, который движет людьми.
Мотивационная сфера в отечественной психологии «Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека», созданная А.Н.Леонтьевым. Леонтьев описал важный механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом.
Заключение Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!