Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе А.Н.Колмогоров.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково- творческой деятельности; в) в актуализации внутрипредметных, межцикловых связей; г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Функции исследовательского подхода. 1. воспитание познавательного интереса; 2. создание положительной мотивации учения и образования; 3. формирование глубоких, прочных и действенных знаний; 4. развитие интеллектуальной сферы личности; 5. формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; 6. развитие познавательной активности и самостоятельности.
Исследова-тельский подход в обучении Индуктивный метод Дедуктивный метод Эвристический метод Исследо-вательский метод
Общие методы исследования Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение. Теоретические методы: абстрагирование, формализация. Комплексные методы: анализ, синтез, моделирование
ВИДЫ Научно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Дидактические приемы: анализ и установление причинно- следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проверенного исследования.
приёмы планированиядоказательства выдвижения гипотез использования аналогов переноса знаний в новую ситуацию обобщения сопоставления
Результаты исследовательской деятельности. Развиваются умения работать с литературой, систематизировать и анализировать информацию, делать выводы, сравнивать явления и события. Развиваются умения выдвигать гипотезу, использовать методы сравнения, анализ и синтез, ставить цели и задачи, логически строить доказательства, защищать результаты исследования. Развиваются умения освещать события, факты и явления неизвестные ранее, делать собственные умозаключения, самостоятельно и творчески мыслить. и т.д.
«Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца» Дмитрий Лихачев «Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца» Дмитрий Лихачев