Успехи проектов открытого доступа в странах с переходной экономикой Ирина Кучма, Менеджер программы Открытый доступ, eIFL.net Презентация на семинаре «Открытый доступ: Эффективная модель научной коммуникации», 20 октября, БГУ, Минск
eIFL.net eIFL.net объединяет библиотек в 47 развивающихся странах и странах с переходной экономикой, суммарное количество пользователей библиотек миллионов: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Болгария, Грузия, Гана, Египет, Замбия, Зимбабве, Иордания, Камбоджа, Камерун, Кения, Косово, Китай, Кыргызстан, Лаос, Латвия, Лесото, Литва, Македония, Малави, Мали, Молдова, Монголия, Мозамбик, Непал, Нигерия, Палестина, Польша, Россия, Сенегал, Сербия, Словения, Судан, Свазиленд, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Эстония, Эфиопия, ЮАР.
eIFL.net Программы eIFL.net: – eIFL Переговоры – выгодный доступ к коммерческим журналам и базам данных – Развитие успешных библиотечных консорциумов – eIFL IP – Интеллектуальная собственность и доступ к знаниям – eIFL FOSS – свободное и открытое программное обеспечение – eIFL OA – Открытый доступ
eIFL OA Помощь в создании репозитариев открытого доступа и журналов открытого доступа Развитие политик и практик открытого доступа Тренинги и консультации для библиотекарей, научных сотрудников, педагогов и студентов
2 пути «Золотой» – журналы открытого доступа «Зеленый» – самоархивирование статей в репозитариях открытого доступа
В цифрах 18,158,488 записей в OAIster названий журналов (около 15% от всех издаваемых журналов) в DOAJ, 2,2 новых журнала в день. Около 20% современной научной литературы в открытом доступе.
Hindawi Publishing Corporation 21 февраля 2007 Hindawi Publishing Corporation, Египет, трансформировала последний подписной журнал в журнал открытого доступа Hindawi Publishing Corporation – коммерческий издатель журналов (наука, технология, медицина) Компания основана в 1997 году, 250 сотрудников, издает более 100 рецензируемых научных журналов
Hindawi Publishing Corporation За последние несколько лет количество подаваемых для публикации статей увеличилось на более чем 40% в год Ежемесячное количество подаваемых статей возросло на 100% в 2007 году, когда журналы стали издаваться только в открытом доступе Рост импакт-факторов журналов более 14% в год
ЮАР За последние 14 лет статьи из одной трети южноафриканских журналов не цитировались ни разу в иностранных журналах Менее одной десятой из 255 южноафриканских журналов получили достаточное количество цитирований – Отчет Академии наук Южной Африки, 2006 Сейчас Академия наук выделяет государственное финансирование для публикации статей в журналах открытого доступа
SciELO Scientific Electronic Library Online and Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Испания, Колумбия, Куба, Португалия, Чили. 555 журналов, онлайновых полнотекстовых статей, цитирований
SciELO Среднемесячная посещаемость SciELO Бразилия миллиона и 2.1 миллиона - SciELO Чили. 7.5 миллионов даунлодов бразильских журналов. Возросло цитирование и импакт-факторы. От испано-язычных коллекций к сотрудничеству с ЮАР
Сербия
Армения
Украина Закон Украины О принципах развития информационного общества в Украине С января 2007 – открытый доступ к исследованиям, финансируемых за счет госбюджета. Стратегия имплементации не была разработана, правительство меняется….
Репозитарии Цифровой репозитарий: 1. Содержит результаты научных исследований 2. Институциональный или тематический 3. OAI-PMH совместим (From The European Repository Landscape Inventory Study into the Present Type and Level of OAI-Compliant Digital Repository Activities in the EU by Maurits van der Graaf and Kwame van Eijndhoven)
Материалы Рецензированные статьи – постпринты Презентации с конференций Монографии Материалы курсов Анотированные изображения Аудио и видео клипы Научные данные
Материалы Серая литература: – Препринты / рабочие материалы / тезисы и диссертации / исследовательские и технические отчеты / материалы конференций / вестники и бюллетени / рабочие материалы в поддержку грантовых публикаций / отчеты донорам / меморандумы / статистические отчеты / техническая документация / опросы
~66% издателей, % журналов разрешают самоархивирование
Молдова
Литва
С 2004-го года – национальная программа при поддержке правительства - репозитарий диссертаций – пилотный проект для Балтийских стран при поддержке UNESCO – Каунасский Технический Университет и Литовская сеть академических библиотек (LABT) сотрудничают с Networked Digital Library of Theses and Dissertations (NDLTD). – диссертаций (38%) в Открытом доступе – планы на 2008 год dissertations и 50% в открытом доступе
Россия
Тезисы и диссертации John Hagen, West Virginia University - о репозитарии тезисов и диссертаций: Переход на электронные коллекции – использование возросло на 145% Самые популярные тезисы и диссертации – «загружались» 37,501 раз (история) и 33,752 раз (инженерное дело); историческая диссертация при этом хорошо продавалась У 69% студентов курса creative writing были более успешные карьеры в издательском мире – эти студенты размещали свои работы в открытом доступе как маркетинговый инструмент
Россия - e-Science 1.Развитие информационных систем и сервисов непосредственно в исследовательских и образовательных организациях (CRIS); 2.Развитие онлайновой научной инфраструктуры (research e-infrastructure) в национальных и международных масштабах, примером которой является система Соционет ( 3.Организационная модернизация Науки на основе достижений по пп. 1 и 2 и формирование, так называемой, e-Science. «Наиболее важными в настоящее время элементами формирования e-Science является повсеместная и полная реализация открытого доступа к результатам исследований (выполненных на средства "общественных" фондов)» Сергей Паринов
Нидерланды NARCIS – National Academic Research and Collaboration Information System – extended DARenet plus datasets and research descriptions: DAREnet Cream of Science Promise of Science page page DANS-EASY Electronic Archiving System of the Institute DANS (Data Archiving and Networked Services) –
Открытое образование Открытые образовательные ресурсы Открытые технологии Лицензированы таким образом, чтобы их можно было использовать, дорабатывать, переводить, совершенствовать, и т.д.
Открытое образование Ресурсы должны публиковаться в таких форматах, чтобы их можно было использовать и редактировать на разных платформах Доступны для людей с ограниченными возможностями и без доступа к интернету В идеале, образовательные ресурсы, созданные на деньги налогоплательщиков должны быть окрытыми
ЮАР
Мнение ученых Исследование Элиссон Фуллард (Allison Fullard), ЮАР – как относится научное сообщество к открытому доступу: 93,21% респондентов считают, что «открытый доступ улучшает доступ к научной литературе в развивающихся странах»; 87,04% - «открытый доступ помогает развивающимся странам развивать мировую науку»; 91,97 – «открытый доступ способствует прогрессу научных знаний»; – Allison Fullard, (2007) South African responses to Open Access publishing: a survey of the research community, South African Journal of Libraries and Information Science 73(1):
Мнение ученых 57,4% - «открытый доступ помогает более прозрачно использовать публичные средства на исследования»; 70,36% - «статьи в открытом доступе прочтет больше людей и вероятно больше процитируют»; 51,85% - «авторское право принадлежит автору и автор сам вправе решать как ему поступать» и 65,43% - «открытый доступ поможет решить проблему доступности научных журналов» – Allison Fullard, (2007) South African responses to Open Access publishing: a survey of the research community, South African Journal of Libraries and Information Science 73(1):
Преимущества John Houghton, Colin Steele, Peter Sheehan, отчет Департаменту образования, науки и тренинговСтоимость научной коммуникации в Австралии: Возможности и преимущества: Преимущества открытого доступа: – улучшение доступа и использования научных результатов, повышение эффективности науки – скорость доступа ускоряет исследования, гарантирует возврат инвестиций (John Houghton, Colin Steele and Peter Sheehan, Report to the Department of Education, Science and Training Research Communication Costs in Australia: Emerging Opportunities and Benefits F441B175/13935/DEST_Research_Communications_Cost_Report_Sept2006.pdf) F441B175/13935/DEST_Research_Communications_Cost_Report_Sept2006.pdf
Преимущества 2 – Помогает избежать дублирования исследований – Более информированные исследования – Больше возможностей для междисциплинарных исследований – Возможность ориентироваться в более широком контексте – Более качественное образование (John Houghton, Colin Steele and Peter Sheehan, Report to the Department of Education, Science and Training Research Communication Costs in Australia: Emerging Opportunities and Benefits F441B175/13935/DEST_Research_Communications_Cost_Report_Sept2006.pdf) F441B175/13935/DEST_Research_Communications_Cost_Report_Sept2006.pdf
Спасибо! Вопросы? Ирина Кучма iryna.kuchma [at] eifl.net Презентация лицензирована Creative Commons Attribution 3.0 License