Возраст и становление личности 10 класс Обществознание Профиль Учитель: Матвеева С.В., МОУ гимназия г. Опочки Псковской области
План 1. Периодизация развития личности 2. Возраст и становление мира -Что такое «возраст»? - В чем состоят особенности подросткового возраста? - Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?
Лев Семенович Выготский Возраст – относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику.
Жизнь человека во времени ПрошлоеНастоящее Будущее Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий – психологическое время личности
Психологическое время личности Ситуативное время (восприятие и переживание временных интервалов) Биографическое время (значимые события жизни) Историческое время (события до и после смерти) Социальное время (усвоение индивидуумом социального опыта)
Что имел в виду писатель Николай Островский? «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»
Периодизация развития личности Периодысущность Ребенок – обществен ный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности: Непосредственно-эмоциональное общение младенца Ролевая игра Интимно-личностное общение подростков
Периодысущность Ребенок- обществе нный предмет Усвоение способов действия с предметами и эталонами, выделение в предметах значимых сторон: Предметно - манипулятивная деятельность Учебная деятельность Учебно-профессиональная деятельность
Непосредственно-эмоциональное общение младенца (0-1 год)
Предметно – манипулятивная деятельность (1-3 лет)
Ролевая игра (3-7 лет)
Учебная деятельность (7-10 лет)
Интимно-личностное общение (11-14 лет)
Учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)
Фазы становления личности Адаптация – усвоение действующих в обществе норм и правил поведения Индивидуализация – поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности Интеграция – стремление быть личностью и получить одобрение общества Дезинтеграция – «выталкивание» личности из общества
Прочитайте п.2 Параграфа 29 - Каким образом некоторые специалисты пришли к выводу о взаимозависимости возраста и становления внутреннего мира человека? - Составьте модель взросления, основанную на этом подходе.
Ступени развития внутреннего мира личности Проследите цепочку рассуждений зарубежных авторов, утверждающих, что умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием.
Периодизация нравственного сознания личности Как ряд исследователей рассматривает вопрос о том, что можно считать высшим уровнем развития личности? Существует ли прямая и однозначная связь между возрастом и личным развитием личности? В каком случае, по мнению К.Роджерса, личность будет развиваться гармонично? Раскройте содержание теории интенциональности. Как вы относитесь к этой теории? Охарактеризуйте ее этапы, опираясь на схему на стр Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?