Государственно- общественное управление российским образованием "Концепция модернизации российского образования до 2010 года"
Модернизация российского образования Правительство Российской Федерации Распоряжение от 29 декабря 2001 г. N 1756-р 1. Одобрить подготовленную Минобразованием России Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. 2. Минобразованию России: - обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности; - организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции. 3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных программ развития образования.
Модернизация российского образования 1. Роль образования в развитии российского общества Роль образования на современном этапе развития России определяется: - задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, - необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Модернизация российского образования Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Модернизация российского образования Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Модернизация российского образования Задачи модернизации : - формирование в системе образования нормативно- правовых и организационно- экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; (раздел 1.4)
Модернизация российского образования Задачи модернизации: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). (раздел 1.4)
Модернизация российского образования Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер: разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; (раздел 2.1.)
Модернизация российского образования 2.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Модернизация российского образования Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно- правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета: - в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, - определении направлений профориентационной деятельности, - решении кадровых вопросов, - организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др. (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений. (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: - введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений; (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования : - между гражданами и образовательным учреждением; - между образовательным учреждением и его учредителями; - между соучредителями образовательного учреждения; - между образовательными учреждениями и работодателями; (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: - отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления; (раздел 2.6.) Примечание. Закон РФ "Об образовании" (редакция от ) ст.11. Учредитель образовательного учреждения. Учредителем государственного образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство негосударственных ОУ.
Модернизация российского образования Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: - расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств ; - поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов; (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: - развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ; - повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.ьных программ; (раздел 2.6.)
Модернизация российского образования Активными субъектами образовательной политики должны стать : – все граждане России, – семья и родительская общественность, – федеральные и региональные институты государственной власти, – органы местного самоуправления, - профессионально- педагогическое сообщество, – научные, культурные, коммерческие и общественные институты. (раздел 1.4)
Модернизация российского образования Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями : - национальной экономики, - науки и культуры, - здравоохранения, - всех заинтересованных ведомств, - общественных организаций, - с родителями и работодателями. (раздел 1.4)
Модернизация российского образования Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. (раздел 1.4)
Модернизация российского образования Обучающиеся должны иметь информацию: - о состоянии и реальных потребностях рынков труда, - о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, - о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам. (раздел 2.1.)
Модернизация российского образования Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. (раздел 2.1.)
Модернизация российского образования Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. (раздел 2.2.)
Модернизация российского образования Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
Модернизация российского образования Таким образом, в основе создания открытой государственно- общественной системы образования лежит принцип распределения взаимной ответственности и взаимодействия между всеми субъектами образовательной политики, которыми становятся все граждане России, семья, государственные и местные органы власти, общественные и коммерческие институты.
Прутченков А.С., доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем АПК и ПРО Минобрнауки России; главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, главный специалист дирекции образовательных программ МООДиМ "Новая цивилизация", (095) 247–98–26