Режим дня современного школьника Автор: Мищенков Сергей Васильевич, 3 «А» класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального образования «Островский район» г.Остров. Псковская область. Консультанты: Данилова Ю.В., учитель биологии, Кирсанова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального образования «Островский район» учитель начальных классов МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального образования «Островский район» г.Остров. Псковская область
Гипотеза 1. Учащиеся 3а знают о режиме дня 1. Учащиеся 3а знают о режиме дня 2. У некоторых учащихся наблюдаются нарушения основных режимных моментов 2. У некоторых учащихся наблюдаются нарушения основных режимных моментов
Цель Цель Исследовать отношение учащихся 3а класса к режиму дня. Исследовать отношение учащихся 3а класса к режиму дня.Задачи 1. Изучить основные компоненты режима дня в литературных источниках. 1. Изучить основные компоненты режима дня в литературных источниках. 2. Проанализировать результаты анкеты «Мой режим дня», сопоставить их с результатами анкетирования в учебном году. 2. Проанализировать результаты анкеты «Мой режим дня», сопоставить их с результатами анкетирования в учебном году. 3. Познакомиться с классным журналом – страница «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)». 3. Познакомиться с классным журналом – страница «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)». 3. Сравнить результаты проведенного в классе исследования с гигиеническими нормативами. 3. Сравнить результаты проведенного в классе исследования с гигиеническими нормативами. 4. Разработать рекомендации для школьников «Как правильно составить режим дня». 4. Разработать рекомендации для школьников «Как правильно составить режим дня».
План работы 1. Изучение литературы. 1. Изучение литературы. 2. Анкетирование учащихся, направленное на определение отношения к режиму дня. 2. Анкетирование учащихся, направленное на определение отношения к режиму дня. 3. Анализ классных журналов – страницы «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)». 3. Анализ классных журналов – страницы «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)».
Режим дня - установленный распорядок жизни: труда, питания, отдыха, сна
Основные компоненты режима дня школьника сон прогулки учеба в школе и дома игры отдых по интересам питание помощь по дому
Правильно организованный режим дня создает интерес к учебной деятельности способствует нормальному развитию сохраняет здоровье создает ровное, бодрое настроение создает интерес к творческой деятельности
Нерационально организованный режим приводит к Снижению работоспособности Задержке роста и нормального развития Развитию утомления и переутомления
Примерный режим дня учащихся, посещающих школу во вторую смену
Гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах)
Результаты исследования Вопросы анкеты «Мой режим дня» 1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку? а) всегда; 1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку? а) всегда; б) иногда; б) иногда; в) никогда. 2. Завтракаете ли вы утром? а) всегда; 2. Завтракаете ли вы утром? а) всегда; б) иногда; в) никогда; 3. В какое время вы обычно учите уроки? 3. В какое время вы обычно учите уроки? а) сразу, как прихожу из школы; б)на следующий день после зантий; в) ужинаю, и сажусь за уроки. 4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий? 4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий? а) до 1 часа; б) часа; в) 2 -3 часа; г) 3 -4 часа 5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 6. Вы ложитесь спать 6. Вы ложитесь спать а) в ; б) в ; в) после в) после Как часто вы просыпаетесь не выспавшись? 7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор? а) часа; 8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор? а) часа; б) 3- 4 часа; в) все свободное время. 9. Как обычно вы проводите воскресный день? 9. Как обычно вы проводите воскресный день? а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры; б) слоняюсь по дому; в) гуляю, занимаюсь спортом; г) другое (укажите что именно). 10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день: 10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день: а) всегда; б) иногда; в) никогда.
По порядку Стройся в ряд! На зарядку Все подряд! Выполняете ли вы утром физическую зарядку? Вариант ы ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года Всегда1110 Иногда89 Никогда22 Всего21
Завтраками свет стоит (русская пословица ) Завтракаете ли вы утром? Варианты ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года Всегда1618 Иногда33 Никогда2- Всего21
- Почему, сынок, крючочки Ты так криво написал? - Это папа интегралы! Первоклашка отвечал. - Почему, сынок, крючочки Ты так криво написал? - Это папа интегралы! Первоклашка отвечал. В какое время вы обычно учите уроки? Варианты ответовАпрель 2008 года Апрель 2009 года Сразу, как прихожу из школы 23 На следующий день после занятий; 115 Ужинаю(обедаю), и сажусь за уроки. 813 Всего21
Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий? Варианты ответо в Апрель 2008 года Апрель 2009 года до 1 часа часа часа часа11 Всего21 Варианты ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года Всегда88 Иногда99 Никогда44 Всего21 Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
Ляг да усни; встань да будь здоров! (Русская пословица) Варианты ответо в Апрель 2008 года Апрель 2009 года в в после Всего21 Варианты ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года Всегда51 Иногда1214 Никогда46 Всего21 Вы ложитесь спать? Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?
Варианты ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года часа часа часа2- Всего21 Варианты ответов Апрель 2008 года Апрель 2009 года Смотрю телевизор, играю в компьютерные игры 28 Слоняюсь по дому-2 Гуляю, занимаюсь спортом 1210 Другое (укажите что именно). 71 Всего21 Вот так дом: одно окно, Каждый день в окне кино. Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор) Сколько часов в день вы смотрите телевизор? Как обычно вы проводите воскресный день?
Свободное время может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах Свободное время может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах
Режим дня - это режим жизни Строгий режим распорядок дня является предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия. Строгий режим распорядок дня является предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия. Как часто вы стараетесь спланировать свой день? Вариант ответов Апрель2008 года годаАпрель 2009 года Всегда86 Иногда912 Никогда43 Всего2121
Заключение. 1. Ученики 3а класса имеют представление о режиме дня 1. Ученики 3а класса имеют представление о режиме дня 2. Имеются нарушения в режиме дня. 2. Имеются нарушения в режиме дня. 3. Основные нарушения связаны с выполнением домашних заданий: выполнение заданий сразу после школы, отсутствие перерывов. 3. Основные нарушения связаны с выполнением домашних заданий: выполнение заданий сразу после школы, отсутствие перерывов. 4. Есть нарушения в продолжительности ночного сна. 4. Есть нарушения в продолжительности ночного сна. 5. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, музыкальную школу, секции. 5. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, музыкальную школу, секции. 6. Многие учащиеся не умеют планировать свой день. 6. Многие учащиеся не умеют планировать свой день. 7. Учащиеся 3а класса не стали более ответственно относиться к режиму дня. 7. Учащиеся 3а класса не стали более ответственно относиться к режиму дня.
Рекомендации «Как правильно организовать режим дня»
Рекомендации 1. Проанализируйте свой режим дня за неделю сравните его с нормами. 1. Проанализируйте свой режим дня за неделю сравните его с нормами. 2. Составьте свой режим дня и строго его выполняйте. 2. Составьте свой режим дня и строго его выполняйте. 3. Выполняйте утреннюю гимнастику. 3. Выполняйте утреннюю гимнастику. 4. Утренний завтрак должен быть обязательным. 4. Утренний завтрак должен быть обязательным. 5.Вернувшись из школы, пообедайте (для учеников, занимающихся во вторую смену – ужин) и обязательно отдохните. 5.Вернувшись из школы, пообедайте (для учеников, занимающихся во вторую смену – ужин) и обязательно отдохните. 6. Начинайте выполнение домашнего задания с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Делайте перерыв через каждый час занятий в течение 1520 минут. 6. Начинайте выполнение домашнего задания с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Делайте перерыв через каждый час занятий в течение 1520 минут. 7. Не планируйте на один день много мероприятий. 7. Не планируйте на один день много мероприятий. 8. Прогулки, игры на свежем воздухе обязательны. 8. Прогулки, игры на свежем воздухе обязательны. 9. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. 9. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. 10. Не экономить время за счет сна. 10. Не экономить время за счет сна.
Делу - время, а потехе – час.
Литература. 1. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, Коростелев Н. Б. Шаг за шагом: Твой календарь здоровья. М.: Мол. гвардия, с., ил. 2. Коростелев Н. Б. Шаг за шагом: Твой календарь здоровья. М.: Мол. гвардия, с., ил. 3. Козлов В. И. Береги здоровье смолоду. М.: Физкультура и спорт, с., ил. 3. Козлов В. И. Береги здоровье смолоду. М.: Физкультура и спорт, с., ил. 4. Ленюшкин А. И., Буров И. С. Мальчику- подростку. М.: Медицина, с., ил. (Науч.-попул. мед. литература. Детям о здоровье.) 4. Ленюшкин А. И., Буров И. С. Мальчику- подростку. М.: Медицина, с., ил. (Науч.-попул. мед. литература. Детям о здоровье.)