Подготовка к выполнению задания С Единого государственного экзамена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к выполнению задания С Единого Государственного Экзамена.
Advertisements

ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Транксрипт:

Подготовка к выполнению задания С Единого государственного экзамена

Задание С: Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования) Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный опыт или читательский опыт (учитываются первые два аргумента) Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный опыт или читательский опыт (учитываются первые два аргумента) Объём сочинения – не менее 150-ти слов Объём сочинения – не менее 150-ти слов Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

Первый этап: ВИДЕНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ РАЗ! ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ РАЗ! Определение понятия «ПРОБЛЕМА» - теоретический или практический вопрос, требующий решения Определение понятия «ПРОБЛЕМА» - теоретический или практический вопрос, требующий решения Сопоставить абзацы и ход рассуждения автора: тезисы, рассуждения, аргументы, выводы. Обратить внимание на то, что в тексте может быть не одна проблема Сопоставить абзацы и ход рассуждения автора: тезисы, рассуждения, аргументы, выводы. Обратить внимание на то, что в тексте может быть не одна проблема

Выделение проблемы: Различение проблемы и идеи: идея – то, к чему автор призывает читателя, проблема уже вытекает из идеи Различение проблемы и идеи: идея – то, к чему автор призывает читателя, проблема уже вытекает из идеи Таким образом, в тексте публицистического стиля автор может призвать к чему-то, обратить на что-то внимание с помощью риторических восклицаний, вопросов, предложений – утверждений в первом абзаце (тезисы), а также в последнем (выводы) Таким образом, в тексте публицистического стиля автор может призвать к чему-то, обратить на что-то внимание с помощью риторических восклицаний, вопросов, предложений – утверждений в первом абзаце (тезисы), а также в последнем (выводы) ОБРАТИТЬ особое внимание на то, что в подобных предложениях чаще всего используются глаголы повелительного наклонения или слова НЕТ, НЕ БЫВАЕТ, ДОЛЖЕН, НАДО, НУЖНО, МОЖНО и т.д. ОБРАТИТЬ особое внимание на то, что в подобных предложениях чаще всего используются глаголы повелительного наклонения или слова НЕТ, НЕ БЫВАЕТ, ДОЛЖЕН, НАДО, НУЖНО, МОЖНО и т.д.

ПРИМЕРЫ Текст о таланте: Идея:1) (первое предложение: риторическое восклицание и предложение- утверждение) Идея:1) (первое предложение: риторическое восклицание и предложение- утверждение) «Не бывает… бездарных людей!» Каждый человек талантлив. «Не бывает… бездарных людей!» Каждый человек талантлив. 2) (последний абзац: риторический вопрос, предложение - утверждение) 2) (последний абзац: риторический вопрос, предложение - утверждение) Творческая жизнь может быть не только у артиста и художника. «… артистом и художником можно быть в любом деле». Творческая жизнь может быть не только у артиста и художника. «… артистом и художником можно быть в любом деле».

ПРИМЕРЫ Текст о природе русского Севера Текст о природе русского Севера Идея:1) (первое предложение: предложение – утверждение) Идея:1) (первое предложение: предложение – утверждение) «…нигде нет таких ярких красок…., как на Севере России». «…нигде нет таких ярких красок…., как на Севере России». 2) (последний абзац: предложение – утверждение) 2) (последний абзац: предложение – утверждение) «Надо быть глухим и слепым, чтобы не замечать этих картин мира». «Надо быть глухим и слепым, чтобы не замечать этих картин мира».

Второй этап: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИДЕИ В ПРОБЛЕМУ Задание С – это сочинение, а не конспектированные ответы на вопросы Задание С – это сочинение, а не конспектированные ответы на вопросы Не повторять вслед за автором найденную вами идею, а ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ её и обозначить как проблему Не повторять вслед за автором найденную вами идею, а ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ её и обозначить как проблему Не просто пересказывать, а излагать свое собственное понимание Не просто пересказывать, а излагать свое собственное понимание

КАК НАЧАТЬ СВОЁ СОЧИНЕНИЕ И «ВЫЙТИ» НА ПРОБЛЕМУ? 1) Поставить риторический вопрос, связанный с темой текста (вопрос можно задать к любому тексту, зная его тему) 1) Поставить риторический вопрос, связанный с темой текста (вопрос можно задать к любому тексту, зная его тему) Текст о таланте: Текст о таланте: Что такое талант? Кого мы называем талантливым человеком? Можно ли утверждать, что какой-то человек талантлив, а кто-то этим талантом обделён? Что такое талант? Кого мы называем талантливым человеком? Можно ли утверждать, что какой-то человек талантлив, а кто-то этим талантом обделён? Текст о природе русского Севера Текст о природе русского Севера Что мы имеем в виду, говоря «красивая природа», «красоты мира»? Что мы имеем в виду, говоря «красивая природа», «красоты мира»?

2) Переход к выделенной ранее проблеме ОБЯЗАТЕЛЬНО ВВЕСТИ ЭТО СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИЕ (назвать фамилию автора, использовать такие синтаксические конструкции): 2) Переход к выделенной ранее проблеме ОБЯЗАТЕЛЬНО ВВЕСТИ ЭТО СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИЕ (назвать фамилию автора, использовать такие синтаксические конструкции): Писатель В.Белов ставит перед нами (выдвигает) проблему (В.Белова волнует проблема) (ЧЕГО? СВЯЗАННУЮ С ЧЕМ? КОТОРАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО… + ключевые слова из имеющейся идеи или преобразованное предложение), связанную с талантами человеческой личности, развитием и применением таланта, и т.д. Писатель В.Белов ставит перед нами (выдвигает) проблему (В.Белова волнует проблема) (ЧЕГО? СВЯЗАННУЮ С ЧЕМ? КОТОРАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО… + ключевые слова из имеющейся идеи или преобразованное предложение), связанную с талантами человеческой личности, развитием и применением таланта, и т.д.

Третий этап: КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1) Пояснить, в чём именно заключается проблема, её важность (актуальность) для общества, изложить несколько точек зрения на эту проблему, найти в абзацах – рассуждениях и аргументах соответствующие высказывания 1) Пояснить, в чём именно заключается проблема, её важность (актуальность) для общества, изложить несколько точек зрения на эту проблему, найти в абзацах – рассуждениях и аргументах соответствующие высказывания 2) Цитировать авторские высказывания, но в меру, излагать их своими словами (преобразуя прямую речь в косвенную) 2) Цитировать авторские высказывания, но в меру, излагать их своими словами (преобразуя прямую речь в косвенную) 3) Использовать подчёркнутые синтаксические конструкции 3) Использовать подчёркнутые синтаксические конструкции

ПРИМЕРЫ Текст о таланте: Текст о таланте: Эта проблема очень важна (актуальна) для современного общества, поскольку «потребность в обществе свойственна каждому», но раскрытию таланта может помешать любая неурядица. Хотя некоторые люди считают, что творчество недоступно для всех и каждого. Эта проблема очень важна (актуальна) для современного общества, поскольку «потребность в обществе свойственна каждому», но раскрытию таланта может помешать любая неурядица. Хотя некоторые люди считают, что творчество недоступно для всех и каждого. Текст о природе русского Севера Текст о природе русского Севера Эта проблема очень важна (актуальна) для современного мира и человека, поскольку каждый уголок на нашей планете обладает своей, особенной красотой. Хотя журналисты называют природу русского Севера «неброской, неяркой и скромной» Эта проблема очень важна (актуальна) для современного мира и человека, поскольку каждый уголок на нашей планете обладает своей, особенной красотой. Хотя журналисты называют природу русского Севера «неброской, неяркой и скромной»

Четвёртый этап: ФОРМУЛИРОВКА ПОЗИЦИИ АВТОРА 1) Изложение авторского мнения. Для этого необходимо в абзацах – тезисах, рассуждениях и аргументах найти ключевые слова, соответствующие авторской точке зрения, продумать, что хочет сказать читателю автор (обратить внимание на утверждения и риторические вопросы и как автор сам на них отвечает) 1) Изложение авторского мнения. Для этого необходимо в абзацах – тезисах, рассуждениях и аргументах найти ключевые слова, соответствующие авторской точке зрения, продумать, что хочет сказать читателю автор (обратить внимание на утверждения и риторические вопросы и как автор сам на них отвечает) 2) Лучше всего построить логическую цепочку из этих ключевых слов и высказываний, тогда с её помощью можно будет проследить ход размышлений автора и сформулировать его мнение 2) Лучше всего построить логическую цепочку из этих ключевых слов и высказываний, тогда с её помощью можно будет проследить ход размышлений автора и сформулировать его мнение 3) Избегать чрезмерного цитирования, постараться своими словами пересказать материал 3) Избегать чрезмерного цитирования, постараться своими словами пересказать материал

ПРИМЕРЫ Текст о таланте: Текст о таланте: «Каждая личность по-своему своеобразна». «Каждая личность по-своему своеобразна». Почему с годами творчество исчезает из нашей жизни?- Потому что мы либо занялись не свои делом, либо не научились жить и трудиться. Почему с годами творчество исчезает из нашей жизни?- Потому что мы либо занялись не свои делом, либо не научились жить и трудиться. «Если духовный потенциал слаб, то личность стирается…» «Если духовный потенциал слаб, то личность стирается…» Почему считается творческой только жизнь артиста и художника? – «Артистом и художником можно быть в любом деле. Это и должно быть нормой». Почему считается творческой только жизнь артиста и художника? – «Артистом и художником можно быть в любом деле. Это и должно быть нормой».

Текст о природе русского Севера Текст о природе русского Севера «…нигде нет таких ярких красок…., как на Севере России». «…нигде нет таких ярких красок…., как на Севере России». Красота обусловлена…разнообразием пейзажных настроений, своеобразием запахов и звуков. Красота обусловлена…разнообразием пейзажных настроений, своеобразием запахов и звуков. Меняется цвет леса, воды, неба, снега, солнца. Меняется цвет леса, воды, неба, снега, солнца.

ПРИМЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ: Этот текст - размышление автора о ….. Этот текст - размышление автора о ….. На мой взгляд, для автора особенно значимо (важно) то, что (как)…. На мой взгляд, для автора особенно значимо (важно) то, что (как)…. Публицист пишет о том, что (как)… Публицист пишет о том, что (как)… Автор показывает нам, как (что)… Автор показывает нам, как (что)… Писатель пытается доказать читателям (убедить читателя) то (в том), что (как).… Писатель пытается доказать читателям (убедить читателя) то (в том), что (как).… Автор с уверенностью (с любовью, с негодованием) говорит о том, что (как)… Автор с уверенностью (с любовью, с негодованием) говорит о том, что (как)… Автор считает (замечает, утверждает, советует, предлагает)… Автор считает (замечает, утверждает, советует, предлагает)…

Пятый этап: ИЗЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ 1) Не сводить к умозаключению «Я согласен - я не согласен с автором» 1) Не сводить к умозаключению «Я согласен - я не согласен с автором» 2) Обязательно привести не менее двух аргументов 2) Обязательно привести не менее двух аргументов 3) Этически корректно изложить свою позицию 3) Этически корректно изложить свою позицию 4) Не допускать фактических ошибок 4) Не допускать фактических ошибок

ПРИМЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ: На мой взгляд, (я думаю, считаю, что) автор прав, говоря о том, что (как)… На мой взгляд, (я думаю, считаю, что) автор прав, говоря о том, что (как)… Нельзя (не) согласиться с автором в том, что (как) Нельзя (не) согласиться с автором в том, что (как) + АРГУМЕНТАЦИЯ + АРГУМЕНТАЦИЯ Справедливость позиций автора (не) вызывает сомнения, поскольку… Справедливость позиций автора (не) вызывает сомнения, поскольку… Примером решения поставленной автором проблемы может служить ситуация, изложенная в …. Примером решения поставленной автором проблемы может служить ситуация, изложенная в …. Подобная проблема поставлена (решается) и в … Подобная проблема поставлена (решается) и в … Доказательством правоты автора может служить история (чья?), изложенная в …., когда…. Доказательством правоты автора может служить история (чья?), изложенная в …., когда….

ПРОБЛЕМЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ОНИ ПОСТАВЛЕНЫ ИЛИ РЕШАЮТСЯ 1) Проблема наследственности и воспитания: 1) Проблема наследственности и воспитания: И.С.Тургенев «Отцы и дети» (дети стыдятся своих родителей, но в глубине души любят их; извечная проблема разногласий во мнениях между поколениями, понимания между родителями и детьми т.д.) И.С.Тургенев «Отцы и дети» (дети стыдятся своих родителей, но в глубине души любят их; извечная проблема разногласий во мнениях между поколениями, понимания между родителями и детьми т.д.) Л.Н.Толстой «Война и мир» («мысль семейная», показанная в описаниях, противопоставлениях семей Ростовых, Болконских, Курагиных) Л.Н.Толстой «Война и мир» («мысль семейная», показанная в описаниях, противопоставлениях семей Ростовых, Болконских, Курагиных) Биография М.В.Ломоносова (можно не согласиться с мнением автора, считающего, что воспитание в первую очередь определяется наследственностью и семейным воспитанием) Биография М.В.Ломоносова (можно не согласиться с мнением автора, считающего, что воспитание в первую очередь определяется наследственностью и семейным воспитанием)

2) Проблема писателя, его творчества, его роли в обществе 2) Проблема писателя, его творчества, его роли в обществе М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» («рукописи не горят», настоящее мировое литературное наследие, мысль человеческая никогда не утратят своей актуальности) М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» («рукописи не горят», настоящее мировое литературное наследие, мысль человеческая никогда не утратят своей актуальности) Творчество и судьба многих поэтов Серебряного века, В.С.Высоцкого (гонение, репрессии авторов, запрет на распространение их творчества, поиски правды, отношения с властью) Творчество и судьба многих поэтов Серебряного века, В.С.Высоцкого (гонение, репрессии авторов, запрет на распространение их творчества, поиски правды, отношения с властью) 4) Роль книги в жизни человека 4) Роль книги в жизни человека М.Цветаева «Книги в красном переплёте», М.Горький «Детство», «В людях» (формирование нравственных позиций, мировоззрения под влиянием книги) М.Цветаева «Книги в красном переплёте», М.Горький «Детство», «В людях» (формирование нравственных позиций, мировоззрения под влиянием книги)

6) Человек и его судьба. Сложность человеческой жизни 6) Человек и его судьба. Сложность человеческой жизни Л.Н.Толстой ««Война и мир» (поиски смысла жизни А.Болконским и П.Безуховым) Л.Н.Толстой ««Война и мир» (поиски смысла жизни А.Болконским и П.Безуховым) 7) Человеческая личность и общество 7) Человеческая личность и общество Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.В.Гоголь «Шинель» (адаптация человека в обществе: смирение или бунт против устоев общества) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.В.Гоголь «Шинель» (адаптация человека в обществе: смирение или бунт против устоев общества) 8) Человек и искусство 8) Человек и искусство Н.В.Гоголь «Портрет» (искусство невозможно купить, деградация таланта) Н.В.Гоголь «Портрет» (искусство невозможно купить, деградация таланта)

Экологическая проблема. Взаимоотношения человека и природы. Экологическая проблема. Взаимоотношения человека и природы. М.Пришвин «Женьшень», В.Астафьев «Царь- рыба», В.Распутин «Прощание с Матёрой» (влияние природы на человека и человека на природу) М.Пришвин «Женьшень», В.Астафьев «Царь- рыба», В.Распутин «Прощание с Матёрой» (влияние природы на человека и человека на природу) 9) Любовь в жизни человека 9) Любовь в жизни человека М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Н.Островский «Бесприданница», Л.Н.Толстой ««Война и мир», А.И.Куприн «Гранатовый браслет» и др. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Н.Островский «Бесприданница», Л.Н.Толстой ««Война и мир», А.И.Куприн «Гранатовый браслет» и др. 10) Отношение человека к власти 10) Отношение человека к власти 11) Проблема народа, его самобытности, духовности 11) Проблема народа, его самобытности, духовности

11) Проблема таланта 11) Проблема таланта На мой взгляд, автор прав, говоря о том, что нет бездарных людей, что талант живёт в каждом из нас и только нужно развить и воспитать его в себе. Доказательством правоты автора может служить история жизни А.И.Куприна. Выросший в пансионе для бедных, лишённый возможности получить дорогостоящее образование, писатель сам развивает свой талант: он становится военным, но хочет узнать о жизни больше и отразить увиденное в своих произведениях. А.И.Куприн работает и циркачом, и грузчиком, и рыбаком, и талант писателя крепнет, питаясь новыми впечатлениями. На мой взгляд, автор прав, говоря о том, что нет бездарных людей, что талант живёт в каждом из нас и только нужно развить и воспитать его в себе. Доказательством правоты автора может служить история жизни А.И.Куприна. Выросший в пансионе для бедных, лишённый возможности получить дорогостоящее образование, писатель сам развивает свой талант: он становится военным, но хочет узнать о жизни больше и отразить увиденное в своих произведениях. А.И.Куприн работает и циркачом, и грузчиком, и рыбаком, и талант писателя крепнет, питаясь новыми впечатлениями.

Проблема «неброской» красоты природы Проблема «неброской» красоты природы Нельзя (не) согласиться с автором в том, что мы часто не замечаем «неяркой и неброской красоты», окружающей нас. Мы стремимся попасть в далёкие экзотические страны, а между тем не обращаем внимания на то, как красива наша малая родина. К.Г.Паустовский в повести «Мещёрская сторона» писал о том, что свой край нужно любить не за природные богатства и яркость красок, а за то, что это твоё Отечество. Нельзя (не) согласиться с автором в том, что мы часто не замечаем «неяркой и неброской красоты», окружающей нас. Мы стремимся попасть в далёкие экзотические страны, а между тем не обращаем внимания на то, как красива наша малая родина. К.Г.Паустовский в повести «Мещёрская сторона» писал о том, что свой край нужно любить не за природные богатства и яркость красок, а за то, что это твоё Отечество.

Шестой этап: ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1) Насколько актуальна проблема, поставленная автором, для тебя и почему. 1) Насколько актуальна проблема, поставленная автором, для тебя и почему. 2) В чем убедился, познакомившись с этим текстом, с авторским мнением. 2) В чем убедился, познакомившись с этим текстом, с авторским мнением. 3) Постановка риторического вопроса, вытекающего из рассуждения и, возможно, не имеющего пока решения. 3) Постановка риторического вопроса, вытекающего из рассуждения и, возможно, не имеющего пока решения.