ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема
ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа
КОМПОЗИЦИЯ«календарна я» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)
«Крестьянка» - жатва «Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время
Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов («говорящие» названия создают образ пореформенной России)
Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир»
«странники» - семеро мужиков, ищущие счастливого «странники» - все думающие люди (мотив нравственного скитания – поиска ответов на вопросы о новом устройстве жизни в стране) «странники» - «Божьи люди» - юродивые, паломники, пилигримы
Образ дороги Дорога – символ «крестного пути» России, «страдная дорога» всех русских людей к Спасению: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное!
2 круг: 1.Яким Нагой 2.Ермила Гирин 3.Матрена Тимофеевна 4.Савелий Корчагин 5.Староста Влас 6.Разбойник Кудеяр 1 круг: 1.Помещик 2.Чиновник 3.Священник 4.Купец 5.Вельможа( министр ) 6.Царь По замыслу автора 7. Григорий Добросклонов
Проблема народного счастья Глава «Счастливые: «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Ермил Гирин: «имел он все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет, почет завидный, истинный, не купленный не деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой!»
Проблема народного счастья Яким Нагой: «Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе! Матрена Тимофеевна: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого…»
Проблема народного счастья Праведники – страдальцы за «общий грех» : юродивый Фомушка, «божья посланница» Ефросиньюшка, странник Ионушка, старообряд Красильников Счастье – добровольная жертва на благо общее. Не может быть отдельного счастья, счастье должно быть у всего «мира ». («Пир на весь мир»)
Проблема русского богатырства «Недотерпеть – пропасть…» Допустить, чтобы личная обида стала поводом для мщения (Савелий – богатырь святорусский) «Перетерпеть – пропасть…» Игнорировать нарушение заповедей Бога, не встать на защиту Веры (Разбойнику Кудеяру прощается убийство пана Глуховского) Сила русского богатыря – в терпении, т.е. в подвиге «внутреннем»
Образ «народного заступника» Григория Добросклонова Решен в романтическом ключе (поэма не закончена) Народно–христианский идеал праведника Конкретный социально- психологический тип (судьба Гриши?) Счастье – в борьбе за «счастие народное»