Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Женские образы в романе «Тихий Дон». Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России,
Ученицы 11«а» класса Лариной Анны. Аксинья С детства несчастна Аксинья, рано познавшая всю горечь рабского положения женщины в дореволюционное время.
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Женские образы в романе «Тихий Дон». Анна Погудко.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
Каким показано казачество в романе М.Шолохова «Тихий Дон»? М.А. Шолохов.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Наталья и Аксинья – жизненные типы русских женщин в романе «Тихий Дон» Презентацию подготовили ученицы 11 «А» класса Бажанова Анастасия и Абяева Диана.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон» (проект) Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
4 декабря казаки всего мира отмечают праздник женщин-казачек - День "матери- казачки".
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Учитель русского языка и литературы МОУ «Высокоключевая СОШ» Володченко Л. П.
Классный час в 11 классе на тему: «Семья и семейные ценности» Классный руководитель Володичева Н.В.
Транксрипт:

Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон»

Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял Аксинью в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе». Степан очень любил Аксинью, яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти. Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить». Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым. Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный». С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза», «уверенно-счастливая осанка». Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность». Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья. Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял Аксинью в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе». Степан очень любил Аксинью, яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти. Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить». Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым. Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный». С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза», «уверенно-счастливая осанка». Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность». Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья.

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака. Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. – Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. – Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета» Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. – Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. – Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета»

Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Дарье все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская все замечания мимо ушей. Кроме всего прочего, Дарья распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Дарье пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Дарья не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.

Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей. Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..» Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей. Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..»

Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные» - люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому Ильинична осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит. Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные» - люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому Ильинична осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Листницкому нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает. Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Листницкому нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает.

Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь Кошевой не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов». Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что Кошевой убил ее старшего брата Петра.

Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья - «дюже красивая» девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину». Родители поженили Григория и Наталью. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Наталья покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.

Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до свадьбы даже поцеловаться с Григорием. В первые месяцы после свадьбы любовь Натальи была холодна и медлительна, ее чувства были глубоко скрыты. Только рождение детей позволило героине раскрыться. Наталья стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», ее лицо «радостно зарумянилось». Наталья научилась согревать своей любовью. Всю себя Наталья посвятила детям и мужу. «Всю жизнь вбивала в детей», - пишет о ней Шолохов. Чувство огромной любви к мужу Наталья пронесла через всю жизнь. Несмотря на нелюбовь Григория, на его отношения с Аксиньей, при встрече с мужем Наталья неизменно испытывала «взволнованную радость». Хотя Григорий принес жене много горя. Из-за его нелюбви она пыталась покончить с собой, и осталась калекой. Из-за его нелюбви Наталья и умерла. Героиня не захотела родить ребенка от мужчины, который ее не любит. В отчаянии она решилась на аборт и умерла от потери крови.

Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Понтелей Прокофьевич преданно любит свою семью, детей. Он по- детски гордится достижениями Григория - командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода. Во времена беспорядков Понтелей не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно». Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства». Понтелей умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи. Война отняла у Понтелея детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата.

Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая там бесчинства воюющих. В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, Понтелей впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро», потерянное или отобранноеза время войны, - печальный знак сломленности героя. Понтелей смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью». В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны.

Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. Мирон – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. Мирон не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра», нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, Мирон умирает в результате расказачивания. Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. Мирон – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. Мирон не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра», нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, Мирон умирает в результате расказачивания.