Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
(10) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. В1. Определение.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Основа слова Занятие 16. Основой называется часть слова без флексий (окончаний и формообразовательных суффиксов) часть слова без флексий (окончаний и.
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Повторение: Состав слова и словообразование. 9 класс Урок 55.
Транксрипт:

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского района Белгородской области Морозова АллаСтаниславовна

Цели: продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку; отрабатывать навык выполнения задания типа В 1; рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования ; показать основные шаги при выполнении задания В1.

Словообразование - один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества.

Основные способы образования слов в русском языке Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. Основное правило: при приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано. Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами). Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными). Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными).

Образование слов с помощью суффиксов Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи. Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется). Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного). Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола).

Образование слов с помощью приставок и суффиксов Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным. Скорый у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного). Есть на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола).

Бессуффиксный способ словообразования Особый способ словообразования бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов : беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает ( усекается ). Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола). Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола).

Бессуффиксный способ словообразования Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются. Глуx-ой - глушь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса). Тих-ий – тишь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса).

Образование слов с помощью сложения С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ. При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

Образование слов с помощью сложения При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ- палатка, (в) плащ-палатке. Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, - И-. Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа ). Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь ). Сем-И-летний (от словосочетания семь лет ).

Образование слов с помощью сложения Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета ). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент ). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности ).

Переход слова из одной части речи в другую Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться. Столовая (комната) - (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая). Дежурный (курсант) - дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный).

Переход слова из одной части речи в другую Переход из прилагательного в существительное Дежурный (ученик) - дежурный (по подъезду) Переход из прилагательного в существительное Управляющий (производством человек) - (главный) управляющий Переход из причастия в прилагательное Ведущий (судно штурман) - ведущий (специалист в отделе) Переход из деепричастия в наречие (Остроумно) шутя - нес бревно шутя (т.е. легко) Переход из наречия в предлог (Ходил) вокруг - (ходил) вокруг дома Переход из деепричастия в предлог (Будь осторожен), включая (газ) - (пришли все), включая Вадика

Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (1) Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв. Основные шаги при выполнении этого задания. 1) Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому кому.

Основные шаги при выполнении этого задания 2) Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной. 3) Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например: перерыв перерывать.

Основные шаги при выполнении этого задания 4) Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования. Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом. 5) Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь рассыпать (бессуффиксный).

Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (2) Неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например: переход ход (приставочный способ).

Основные шаги при выполнении этого задания 1) По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (3) Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный

Основные шаги при выполнении этого задания 1) Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Проверь себя 1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ? 3. Каким способом образовано слово БЕЗОБЛАЧНЫЙ? 4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ? 5. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ? 6. Каким способ образовано слово ПРАВНУК?

Проверь себя 7. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ? 8. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ? 9. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ? 10. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении Больной уснул? 11. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ? 12. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА?

Ответы 1 – приставочный 2 – суффиксальный 3 – приставочно-суффиксальный 4 – бессуффиксный 5 – сложение основ 6 – приставочный 7 – суффиксальный 8 – бессуффиксный 9 – суффиксальный 10 – переход одной части речи в другую 11 – сложение основ 12 - приставочный

Использованная литература 1. Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург 2. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие, - Ростов н/Д: «Легион», Петрова В.В. Русский язык. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 2 (В), - М.: «Экзамен», 2009