V Фестиваль « Использование информационных технологий в образовательной деятельности» Лялина Наталия Владимировна, учитель биологии ГОУ 588 Колпинского района г. Санкт-Петербурга 3 место 2009 г. ГОУ ДПО ЦПКС Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Номинация «Использование прикладных программных средств (ППС) в учебном процессе» (секция начальной школы, русского и английского языка, истории, биологии)
V Фестиваль « Использование информационных технологий в образовательной деятельности» Учитель биологии ГОУ СОШ 588 Лялина Наталия Владимировна Номинация «Использование прикладных программных средств (ППС) в учебном процессе» Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Лист. Его внешнее строение» ППС - 1С: Школа. Биология, 6 класс
Программные средства, используемые в учебном процессе С 2006 года в своей работе я регулярно использую педагогические программные средства (ППС), в основном программные средства компании 1С. 1С: Школа Природоведение 5 класс и Биология с 6 по 9 класс.
Использование ППС в учебном процессе Урок-презентация, проведенный мной в декабре 2008 года, также построен с использованием ППС «1С: Школа 6 класс» Цель – сформировать у учащихся знания о листе, как о боковом органе растения. Тема урока: «Лист. Его внешнее строение».
Задачи I.Обучающие: 1.Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений. 2.Повторить виды расположения листьев на побеге. 3.Рассказать о разнообразии листьев в зависимости от наличия черешка. 4.Расширить знания детей о простых и сложных листьях, а также жилковании листьев. II.Развивающие: 1.Сформировать умение распознавать различные виды жилкования. 2.Закреплять умение выполнять лабораторные работы. 3.Развивать умение работать в группах. III.Воспитывающие: 1.Воспитывать интерес к окружающему миру.
Использование в уроке ППС помогают решить ряд методических и дидактических задач I.Методические задачи. 1.чередовать разнообразные виды работ учащихся на уроке, что снижает утомляемость детей; 2.задействовать разные виды памяти учащихся, подключая различные каналы поступления информации; 3.сочетать разнообразные средства наглядности с объяснением учителя и выступлениями учащихся. II.Дидактические задачи. 1.проверить домашнее задание; 2.познакомить с новым материалом: познакомить с особенностями внешнего строения листьев; расширить знания детей о многообразии листьев; 3.повторить ранее изученный материал: виды расположения листьев на побеге. 4.закрепить знания, полученные на уроке.
Место и роль ППС в уроке I.Проверка домашнего задания. 1.Выбрать верные утверждения.
Место и роль ППС в уроке 2.Строение вегетативной почки растения.Строение вегетативной почки растения. Проверка домашнего задания, используя тестовый вариант интерактивного рисунка. Вспомнить части строения вегетативной почки растения. Вспомнить отличия в строении вегетативной и генеративной почки.
Место и роль ППС в уроке II. Ознакомление с новым материалом. Знакомство с особенностями строения листа растения (демонстрационный вариант - подсказки). Объект для рассматривания и зарисовывания в тетрадь (демонстрационный вариант - показать все). 1. Внешнее строение листа.. Внешнее строение листа.
Место и роль ППС в уроке 2. Разнообразие листьев (по наличию черешка). Иллюстрации появляются во время рассказа учащихся. Соотнесение описания и внешнего вида листа растения. Заполнение схемы в рабочих листах. Запись примеров в схеме.
Место и роль ППС в уроке 3. Виды листьев в зависимости от количества листовых пластин. Ответ на вопрос, поставленный перед просмотром. Сравнение листьев растений, представленных на доске. Выполнение лабораторной работы.
Место и роль ППС в уроке Схема в программе 1С.Схема для заполнения уч-ся. Заполнение схемы, пользуясь текстом учебника, с последующей проверкой. Выполнение лабораторной работы.
Место и роль ППС в уроке III. Повторение и закрепление учебного материала. Повторить особенности строения листа растения. Вспомнить типы расположения листьев на побеге. Используя полученные на уроке знания, заполнить таблицу.
Особенности использования образовательного комплекса в учебном процессе 1.Курсы – теоретический материал учебника, а также тренажер и проверочные работы. 2.Галерея – разнообразный наглядный материал. 3.Журнал позволяет учитывать результаты учащихся. 4.Справочник – богатый справочный материал.
Краткая характеристика образовательного ресурса 1. Курсы Текст учебника и различные внетекстовые компоненты (дополнительные материалы, вопросы к тексту, иллюстрации и т.д.) Тренажер для интерактивной проверки усвоения материала. Проверочные работы с возможностью печати или сохранения в файле.
Рисунки повторяют иллюстрации учебника, что облегчает работу учащихся и учителя. Видеофрагменты короткие и отражают суть процессов или явлений. Анимации очень доходчивы и понятны. Таблицы, схемы и интерактивные рисунки имеют демонстрационный и тестовый вариант, что позволяет их использовать на разных этапах урока. Очень красочные фотографии. 2. Галерея
Справочник включает в себя 6 основных разделов: Словарь Биографии ученых Лекарственные растения Продолжительность жизни растений Грибы Охраняемые растения Но, кроме основных, есть еще не маловажные для учителя методические материалы, в которых даны разработки уроков с использованием программного средства, тематическое планирование, программные документы и возможности образовательного комплекса. 3. Справочник
К. Д. Ушинский говорил: Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием 1.Интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых; 2.Значительно расширяет объем изучаемой информации и позволяет разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; 3.Создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения; 4.Материал запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. Заключение Педагогические программные средства не только дают возможность избежать однообразия в учебном процессе, но также…
Автор. Лялина Наталия Владимировна Учитель биологии ГОУ СОШ 588 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Педагогический стаж – 11 лет Высшая квалификационная категория