Рельеф (от итальянского rilievo – выпуклость) – это искусство художественной организации поверхности. Художник создает произведение искусства, углубляя или поднимая участки поверхности камня, дерева или металла.
Барельеф и углубленный рельеф на дереве.
Египетский барельеф почти плоский. Художник словно рисует на камне резцом.
Египетский горельеф очень высок. Это скульптура, которая словно боится оторваться от стены.
Рельефами египтяне украшали и маленькие каменные дощечки и целые храмы.
Небольшие плоские камни – палетки, служили для растирания художником краски. «Палетка с шакалами».
Палетка Нармера - легендарного основателя первой династии фараонов, рассказывает об объединении Египта.
Египетские рельефы часто соседствуют с иероглифами, которые были такими же вырезанными изображениями.
Роспись, в отличие от рельефа, скрывает поверхность под слоем краски. Поэтому живописец, работающий с краской, одинаково легко расписывает поверхность камня или дерева, лист папируса или кусок ткани.
Следующие изображения выполнены на дереве, папирусе и камне. Но для художника материал поверхности не имеет значения. Красками он создает свой собственный иллюзорный мир.
Рельефы и росписи в Древнем Египте часто составляли единство. Работа мастера, при этом, складывалась из двух этапов.
Сначала резчик Очерчивал резцом контуры фигуры, намечая основные пропорции. Уже на этом этапе художественное произведение считалось законченным. Все остальные доработки лишь дополняли и украшали его.
Затем рельеф углубляли и фигуры раскрашивали.
Даже в рисунках на папирусе видно, что художник сначала наметил контуры изображения и лишь потом их раскрасил.
В Древнем Египте существовал канон изображения человека. На основании следующих изображений попробуйте его сформулировать, обращая внимание на положение головы, глаз, плеч, туловища, рук и ног человека.
Существовал в Египте и цветовой канон. Мужчин предпочитали изображать смуглыми, коричнево-красными, а женщин – желтовато-розовыми.
Богов раскрашивали в яркие символические цвета. Осирис, как божество производительных сил природы и владыка загробного мира, был зеленым в белых одеждах. Собачья голова Анубиса – покровителя умерших – раскрашивалась в черный цвет.
Как и иероглифы, рельефы и изображения чаще всего располагались ярусами одно над другим. Центральное положение занимала фигура наиболее значимого персонажа.
Значимость фигуры бога или фараона часто подчеркивали ее размерами.
На некоторых изображениях одни фигуры заслоняют другие. Так египетский художник пытался передать глубину пространства.