1.Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется _____________ 2.Культура – это… 3.Материальная культура – это… 4.Толерантность – это… 5.Назовите и охарактеризуйте два пути культурного развития общества. 1.Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре _______________ 2.Духовная культура – это… 3.Субкультура – это… 4.Контркультура – это… 5.Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко охарактеризуйте каждую.
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа 2 г. Белоярский» Автор ресурса – учитель истории, права и обществознания МОСШ 2 Райзинк Е.В.© Дом. задание
Цели урока: 1.Определить и проанализировать нравственные и мировоззренческие ориентиры духовности человека 2.Выявить роль мировоззрения 3.Определить влияние воли и менталитета на духовный мир личности
Н.Заболоцкий
Терминология урока: Духовный мир, духовность Бездуховность Высшие человеческие ценности Ценностные ориентации Патриотизм Гражданственность Мировоззрение менталитет
ДУХОВНОСТЬ - свойство психики человека, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости. Бездуховность - отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям.
ЦЕННОСТИ 1) предметы и явления как материального, так и духовного характера, способные удовлетворять какие-либо потребности людей; 2) общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни (социальные Ц.); 3) идеалы отдельной личности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - базирующиеся на добре и разуме, на миролюбии и человеколюбии, истине и красоте, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации Общечеловеческих интересов, для полноценного существования в развития каждой отдельной личности.
ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины. П. включает в себя общечеловеческие, классовые и национальные компоненты. П. подлинный не имеет ничего общего ни с национализмом, ни с расизмом, ни с сепаратизмом. П. имеет исторический характер. Высшая форма современного П. - созидательная любовь к планете Земля.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ - способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом; мировоззрение; психология.
«Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на её вершинах, находят своё выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека» Георгий Федотов
«Патриотизм – это цельное, настоящее чувство любви к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке её пороков, грехов и в раскаянии за них» А. Солженицын, лауреат Нобелевской премии
Классификация мировоззрения: теоцентризм Природо- центризм Социо- центризм антропоцентризм
Классификация мировоззрения: Обыденное мировоззрение сильные стороны: слабые стороны:
Классификация мировоззрения: религиозное мировоззрение сильные стороны Слабые стороны
Классификация мировоззрения: научное мировоззрение
Роль мировоззрения в деятельности людей: Три аспекта духовной жизни человека
менталитет
Домашнее задание: §29, стр. 298 – 307 Эссе «Размышления духовности и бездуховности»