Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» /Урок литературы Урок литературыУрок литературы в 7 классе А/ в 7 классе А/
А.П.Чехов родился в городе Таганроге.
Дом, где родился А.П.Чехов (г. Таганрог, ул. Чехова, д.69)
Цели урока: открыть для учащихся А.П.Чехова; открыть для учащихся А.П.Чехова; углубить понятие о сатире; углубить понятие о сатире; повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова; повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова; проанализировать сюжетно- композиционные особенности рассказа «Хамелеон». проанализировать сюжетно- композиционные особенности рассказа «Хамелеон».
Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба. А.П.Чехов Вопросы по теории литературы: Раскройте лексическое значение термина «псевдоним». Что вы знаете о приеме говорящих фамилий? Что такое юмор? Что такое сатира? Вспомните приёмы комического в юмористических рассказах Чехова. Что называется художественной деталью?
Вопросы на восприятие. Где и в какой семье родился Чехов ? С какого возраста писатель начинает самостоятельную жизнь ? О какой профессии мечтает Чехов ? Когда в печати появляются его первые произведения? Какие произведения Чехова вы читали и помните? При каких обстоятельствах у будущего писателя появляется псевдоним Антоша Чехонте? Где и в какой семье родился Чехов ? С какого возраста писатель начинает самостоятельную жизнь ? О какой профессии мечтает Чехов ? Когда в печати появляются его первые произведения? Какие произведения Чехова вы читали и помните? При каких обстоятельствах у будущего писателя появляется псевдоним Антоша Чехонте? По каким законам созданы юмористические рассказы Чехова? По каким законам созданы юмористические рассказы Чехова?
Словарная работа Обличать-разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. Обличать-разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. Обличительный- содержащий в себе обличение, разоблачающий. (Обличительная речь). Обличительный- содержащий в себе обличение, разоблачающий. (Обличительная речь). Хамелеон- 1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. 2. (перен.) Человек,который, приспосабливаясь Хамелеон- 1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. 2. (перен.) Человек,который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неодобр.). к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неодобр.).
Чтение и анализ рассказа «Хамелеон» Что лежит в основе сюжета рассказа? Что лежит в основе сюжета рассказа? Выявите особенности композиции рассказа. Выявите особенности композиции рассказа. Как представлена экспозиция рассказа? Как представлена экспозиция рассказа? Кто является участником происходящих событий ? Кто является участником происходящих событий ? Какое событие произошло? Какое событие произошло? Можно ли назвать ситуацию комической? Можно ли назвать ситуацию комической?
Беседа. Где происходит действие рассказа? Где происходит действие рассказа? Что в руках у полицейского надзирателя, идущего рядом с городовым? О чём это говорит? Что в руках у полицейского надзирателя, идущего рядом с городовым? О чём это говорит? Что нарушает мирную картину тихого жаркого дня? Что нарушает мирную картину тихого жаркого дня? Как ведут себя блюстители порядка? Как ведут себя блюстители порядка? Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод? Почему его бросает то в жар, то в холод? Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её участь)? Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её участь)? Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель? Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель? Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании? Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании? В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон»в заглавии рассказа? В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон»в заглавии рассказа? Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок рассказа ? Оправдан ли он? Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок рассказа ? Оправдан ли он? Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном? Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном?
Отрывки из литературных работ. Чехов довёл до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. «Без героя»-так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить,не без грусти: «Без героизма». / В. Розанов/ Чехов- законный наследник великой русской литературы. Если он получил не всё наследство, а только часть, то в этой части сумел отделить золото от посторонних примесей, и велик или мал оставшийся слиток, но золото в нём такой чистоты, как ни у одного из прежних, быть может более великих, писателей, кроме Пушкина./Дм. Мережковский/
Тест по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Тест по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Творческая работа. Написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».