Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. «Автобиографичекая записка»
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться « Театром Островского ». Из письма И. А. Гончарова
Из истории создания пьесы « Гроза » Литературная экспедиция по Верхней Волге гг. В 1856 году Морское министерство организовало литературно - этнографическую экспедицию с целью описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России. В ней принял участие и А. Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков ! Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай … Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы. « Грозу » не Островский написал … « Грозу » Волга написала. Известный театральный деятель С. А. Юрьев
Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую « Грозу » с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной. Из воспоминаний друга Островского С. В. Максимова
« Гроза » Две тенденции освещения традиционного уклада жизни критическая, обличительная и поэтизирующая в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского « Гроза » (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально - бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса ! … пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу … Вид необыкновенный ! Красота ! Душа радуется.
Герои пьесы Марфа Игнатьевна Кабанова Савел Прокофьевич Дикой
Система образов в драматическом произведении Система образов – совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Пример системы образов драматического произведения Главный герой произведения Главная героиня произведения Герои – антиподы главному герою Второстепенные персонажи Внесценические персонажи
Система образов драмы « Гроза »
« Миры » города Калинова Мир « отцов города » ( Дикой, Кабанова - Кабаниха ); Мир « детей города » ( разные позиции : Тихон, Варвара, Кудряш ); Мир « странников » ( Феклуша ); Мир « пришлых » - других ( Борис из Москвы, Катерина до замужества ); Мир Кулигина ( поэзия XVIII века, наука, красота природы )
На каком основании сгруппированы герои ? Оказавшиеся в городе Город КалиновПокинувшие город Катерина (вышла замуж) Борис (дела семейные) Феклуша(странница) Старожилы: Дикой, кабаниха Местные «сумашедшие»: Барыня, Кулигин Странники: Феклуша Молодые семейные: Тихон, Катерина Молодые несемейные: Кудряш, Варвара, Борис Родители Бориса (бежали) Катерина (самоубийство) Борис (отправлен из города) Варвара и Кудряш (бежали)
А как же вы в афишке пропустили грозу ? Ведь она тоже действующее лицо Гроза здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома. Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних - это предвестник бури, « голос свыше », кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других - очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу : « Гроза убьет !» « Не гроза это, а благодать !»
Смысл заглавия драмы « Гроза » Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках или между облаками и землей возникают сильные электрические разряды ( молнии ), сопровождающиеся громом.
Гроза О ком - нибудь или о чем - нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх ; Страх, угроза, кара, наказание ; Опасность, беда, бедствие ; О характере человека ( строгий ); Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
Проводы Тихона
Семья Кабановых
Катерина и Борис. ( Сцена прощания )
Финал. Гибель Катерины