Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой
Вступительная беседа Что такое сказка? Откуда у сказок такая власть над временем? Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? К какому виду сказок она относится? Докажите своё мнение. Какие особенности народной сказки вы можете назвать (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
Вступительная беседа Назовите главных героев сказки. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? Почему Василису называют Премудрой? Сказка называется так потому, что первое и главное чудо - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича
Пересказ сказки. Составление плана сказки 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве. 2. Сватовство царевичей. 3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой. 4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир. 5. Пир у царя. 6. Встреча Ивана-царевича со старичком. 7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 8. Иван-царевич у Бабы-Яги. 9. Иван-царевич у Кощеева дуба. 10. Счастливое завершение сказки.
Работа над эпизодами. Сватовство царевичей Задумал тогда Царь-батюшка женить своих сыновей.
Работа над эпизодами. Сватовство царевичей 1. Выразительно прочитать эпизод. 2. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? 3.Что изменится, если текст будет звучать по- другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать»? 4. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «Отступиться от своей находки», «бежать»?
Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: -Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют! Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своём, повторяет просьбу: - Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! Что же всё-таки заставило героя изменить своё отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Чтение эпизода по ролям. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич? Увидев опечаленного Ивана-царевича, она поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Почему она утаивает от царевича мысль о том, как собирается выполнить приказ царя?
Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде? Как выпекает хлеб Василиса Премудрая? Перечитаем строки сказки и услышим их необыкновенную ритмичность и плавность: Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. Каким получился хлеб у Василисы и жен старших царевичей. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими? Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?
Второе испытание. «Тканьё ковра за ночь» Выразительное чтение эпизода Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Почему так сильно преувеличены недостатки старших невесток? С какой целью это сделано? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить Ивана- царевича, заслужить похвалы старших. Женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.) Понаблюдайте, как работает Василиса? Где кольнет иглой раз цветок зацветет, где кольнет другой раз хитрые узоры идут, где кольнет третий птицы летят. Вывод: ритм вновь изменился, прозаический текст вновь похож на стихотворный, опять «звучит волшебность» Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие, все делает своими руками, понапрасну не расходует свое волшебство, не подвела царевича во второй раз.) Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? Возьми-ка, муженёк, ковёр, что я твоему батюшке за ночь выткала.
Третье испытание. «На царском пиру» Выразительное чтение эпизода. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? Что поразило всех в лягушонке в момент её прибытия на бал? С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? Что противопоставляется в этом эпизоде? Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? Зачитайте строки, повествующие о танце царевны.
Сделаем выводы. Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам М. Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль
Домашнее задание 1.Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 12 примера в столбик, как стихотворение. (Помощь найдешь на стр.26 вопрос 4, стр. 27.) 2.Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком». 3. Стр. 26 вопросы 5,6 (устно). 4. Подготовить рассказ о Василисе Премудрой. (По материалам урока.)