Немецкая классическая философия
Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался доказать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. Кант подтвердил познаваемость природы, обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы. Памятник Иммануилу Канту (г. Калининград)
Кант впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.
Мемориальная доска в г. Калининград
«Дайте мне теорию, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». Докритический (до 1770 г.) – Кант выступает как эмпирик. Он разработал космогоническую картину мира (происхождение солнечной системы от первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа), написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором практически исключил идею сотворения. Выдвинул гипотезу о взаимосвязи приливов и вращения Земли. Разработал систему классификации животного мира. Выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. Кредо этого периода: «Дайте мне теорию, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». В числе основных работ - "Новое освещение первых принципов метафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766).
Иммануил Кант на лекции для русских офицеров
Иммануил Кант «Критика чистого разума»
Императивы Гипотетические Категорические
«Критика способности суждения» - в ней Кант хочет прийти к определению условий. При которых возможно действительное познание, а тем самым – к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Эстетические идеи изложены Кантом в работе "Критика способности суждения". Человеческий дух имеет три способности: познание; желание; чувство удовольствия или неудовольствия. Эстетическая рефлексия основывается на третьей способности. Эстетическое удовольствие характеризуется чистотой или незаинтересованностью, необходимостью и всеобщностью, формальностью. Объектом эстетики выступает не только прекрасное, но и возвышенное, отличающееся от прекрасного игнорированием формы и вниманием к безмерному и бесконечному; Целесообразность присутствует в произведениях художника, а также существует объективно, в природе. Подпись Иммануила Канта
Априори Априори (лат. А priori – из предшествующего) – знания, предшествующие опыту, независимые от опыта. Апостериори Апостериори (лат. A posteriori – из последующего) – знания, последующие за опытом, вытекающие из опыта. Максима категорический императив Максима категорический императив (лат. Imperativus – повелительный) – термин, введенный И. Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту категорический императив является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.