Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Специализированная инспекция мониторинга и организации аналитического контроля Мониторинг атмосферного воздуха. Организация и ведение локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ на предприятиях
Закон Республики Беларусь «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» от 26 ноября 1992 г. (в редакции закона от 17 июля 2002 г.), Статья 69 : Мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база ведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками воздействия на него: мониторинг атмосферного воздуха 1992 г г. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» г г. Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 15. Определение порядка ведения мониторинга атмосферного воздуха входит в компетенцию Совета Министров РБ) 2004 г г. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 482 «Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга атмосферного воздуха в составе НСМОС» г г. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 12 «Об утверждении Положения об ИАЦ мониторинга атмосферного воздуха».
Вид мониторинга НСМОС: мониторинг атмосферного воздуха Осуществляется департаментом гидрометеорологии Минприроды РБ - в 16 промышленных центрах республики (областные центры, Полоцк, Новополоцк, Орша, Бобруйск, Мозырь, Речица, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Солигорск); - на 56 станциях наблюдений. - измерение фоновых концентраций для расчета ПДВ, измерение фона по программе ЕМЕП (специализированная трансграничная станция г. Высокое). Объекты наблюдений: атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Минприроды. Измеряемые показатели: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, аммиак, фенол, сероводород, сероуглерод, свинец и кадмий. Результаты наблюдений представляются в ежегодном обзоре «НСМОС: результаты наблюдений», а также на сайте главного информационно-аналитического центра НСМОС.
Нормативно-правовая база ведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками воздействия на него: локальный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками 1992 г г. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» г г. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» г г. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду » г г. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 67 «О перечне юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе НСМОС».
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Минприроды Главный информационно- аналитический центр Республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся природопользователи природопользователь Территориальные органы Минприроды информационно- аналитический центр локального мониторинга
Количество объектов локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ В соответствии с постановлением 67 Минприроды от г. на 163 предприятиях Структурирование по отраслям предприятий, осуществляющих локальный мониторинг выбросов Строительная отрасль; 27 17% Промышленная отрасль; 52 32% Энергетическая отрасль; 31 19% Другие отрасли; 2 1% Пищевая, легкая и деревообра- батывающая отрасль; 30 18% Нефтеперера- батывающая и химическая отрасль; 21 13%
Общие положения организации локального мониторинга Методическое руководство проведением локального мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами; Природопользователь обязан определить должностное лицо, ответственное за организационное и материально-техническое обеспечение комплекса работ по проведению локального мониторинга, а также структурные подразделения, осуществляющие проведение наблюдений. ; Испытания при проведении локального мониторинга осуществляются аккредитованными в установленном порядке, поставленными на учет Минприроды лабораториями природопользователей или другими лабораториями с использованием метрологически аттестованных методик выполнения измерений, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля.
Общие положения организации локального мониторинга При проведении локального мониторинга природопользователь должен иметь: -карточки локального мониторинга согласно приложениям Инструкции; -карту-схему расположения источников вредного воздействия на окружающую среду с указанием мест проведения испытаний и отбора проб; -план-график проведения наблюдений, утвержденный природопользователем и согласованный с территориальным органом Минприроды; -сведения о лаборатории, выполняющей испытания при проведении локального мониторинга (аттестат аккредитации с приложением области аккредитации, справка о постановке на учет в Минприроды (их копии); -акты отбора проб и протоколы измерений при выполнении испытаний лабораториями, не находящимися в ведении природопользователя. Природопользователь при изменении у него условий проведения локального мониторинга в месячный срок должен привести в соответствие указанную документацию.
1. Локальный мониторинг, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводится природопользователями в обязательном порядке на стационарных источниках выбросов от технологических процессов и установок, указанных в приложении 9 Инструкции, а также на других стационарных источниках, определенных территориальными органами Минприроды. Перечень технологических процессов и установок, источники выбросов от которых подлежат обязательному включению в локальный мониторинг, формировался на основе критериев РВПЗ (Директивы Евросоюза, IPPC), а также анализа основных (преобладающих) действующих технологий и оборудования в республике. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
2. Перечень параметров и периодичность проведения наблюдений локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются территориальными органами Минприроды с учетом мощности стационарного источника и уровня его вредного воздействия на атмосферный воздух, но не реже одного раза в месяц. Установленные перечень параметров и периодичность проведения наблюдений указываются в карточке локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно приложению 1 Инструкции. Установившаяся практика нормирования: Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Постановление Минприроды от г. 61) – разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановка действия и его аннулирование определяются постановлением Минприроды 69 от г. - выдается только в отношении стационарных источников выбросов; -- Минприроды: заявителям, деятельность которых составляет государственные секреты и заявителям, выбросы которых по массе и (или) видовому составу относятся к первой категории опасности; -- городскими и районными инспекциями ПРиООС: заявителям, выбросы которых не содержат вещества 1 категории опасности и по массе составляют менее 3 тонн в год; -- областными и Минским городским комитетами: заявителям, выбросы которых составляют более 3 тонн в год и не относятся к 1 категории опасности. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Установившаяся практика нормирования: Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Постановление Минприроды от г. 61): Условием включения загрязняющих веществ или групп суммации при проведении локального мониторинга и (или производственного контроля) является: 1.Установление по данному загрязняющему веществу норматива временно допустимых выбросов; 2.Концентрация загрязняющего вещества или группы суммации на границе СЗЗ, составляющая более 0,5 долей ПДК без учета фона; 3.Систематическая фиксация на пунктах наблюдения мониторинга атмосферного воздуха НСМОС концентраций загрязняющих веществ, равных или превышающих ПДК или ОБУВ для данного вещества; 4.Решение территориальных органов Минприроды для отдельных загрязняющих веществ. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Установившаяся практика нормирования: Периодичность проведения измерений состава выбросов: ОНД-90 «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы», пунктом 5 «Организация контроля ИЗА» определяется периодичность и сроки проведения государственного и производственного контроля. Поскольку в локальный мониторинг включены наиболее значимые источники воздействия на атмосферный воздух – установлена периодичность – не менее 1 раза в месяц. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Международная практика: на источниках, относящихся к первой категории опасности, осуществляется непрерывный автоматический мониторинг/контроль состава выбросов, либо периодичность лабораторно-инстр. контроля составляет не менее 2 раз в месяц. До конца 2007 г. будет разработан технический кодекс установившейся практики ТКП «Охрана окружающей среды и природопользование. Мониторинг окружающей среды. Правила проектирования и эксплуатации автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух»: предусмотрено проведение инструментально-лабораторных испытаний (не менее 2 раз в год) для верификации получаемых в непрерывном режиме данных. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
3. Получение данных о концентрациях загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и объеме отходящих газов осуществляется инструментальными, в том числе автоматическими, и инструментально-лабораторными методами. По согласованию с территориальными органами Минприроды допускается получение данных об объеме отходящих газов расчетным методом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Организация и проведение испытаний при осуществлении локального мониторинга Для проведения локального мониторинга природопользователи обеспечивают: оборудованные места проведения испытаний и отбора проб; компьютерную технику с программным обеспечением для документирования результатов локального мониторинга; систему связи для обмена информацией с информационно- аналитическим центром; защиту от несанкционированного доступа к приборам, функционирующим в автоматическом режиме или находящимся в режиме ожидания.
НТПА, регламентирующие проведение отбора проб и испытаний состава выбросов: -ГОСТ «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» -ГОСТ «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения влажности газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» -ГОСТ «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» Реестр МВИ в области экологического контроля СТБ Процедуры, устанавливаемые МВИ И СТБ: Перечни и сборники МВИ, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля, Реестр МВИ в области экологического контроля СТБ Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Регламент представления данных локального мониторинга Сбор первичных данных локального мониторинга осуществляется территориальными органами Минприроды. Природопользователи представляют территориальному органу Минприроды первичные данные локального мониторинга по формам согласно приложению 5 Инструкции на бумажном и электронном носителях. Первичные данные локального мониторинга, объектами наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представляются ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца.
Регламент представления данных локального мониторинга В случае выявления природопользователем в районе расположения эксплуатируемых им источников вредного воздействия на окружающую среду чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера или установления превышения нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду более чем в 10 раз природопользователь обязан: выполнить комплекс работ по проведению локального мониторинга в зависимости от вида нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия, по которым было установлено превышение, и вида оказываемого природопользователем вредного воздействия на окружающую среду; представить в течение 3 часов полученные первичные данные локального мониторинга в территориальный орган Минприроды по формам согласно приложению 5 на бумажном или электронном носителях. В случае обращения Минприроды или его территориальных органов с целью получения информации об организации и ведении локального мониторинга природопользователь обязан не позднее 5 дней со дня его поступления предоставить такую информацию.