План урока. 1.Особенности развития. 2.Русская литература. 3.Театр. 4.Музыка. 5.Живопись. 6.Архитектура.
Задание на урок. Заполните таблицу: «Художественная культура России в 1-й пол.19 века.»
В 19 в.возрос интерес к литературе и искусст- вуЧитатели стали ин- тересоваться философ- ской литературой, тра гедией и оперой. Характерной чертой ку- льтурного развития стала быстрая смена стилей и направлений. На культурный процесс оказывали влияние ис тория,философия и др. науки.Господствующи м направлением стал классицизм. 1.Особенности развития. Н.М.Карамзин Классицизм предполагал подражание античным образцам.На смену классицизму пришел синтементализм,кото- рый был обращен не к разуму, а к чувствам людей.Его основы за- ложил Н.Карамзин. В период борьбы с Напо- леоном Появился ро- мантизм формировав- ший некий идеальный мир и идеальных геро- ев.В 20-е годы его сме- нил реализм.
В эти годы русская литература вступила п эпоху «зо- лотого века». Широкое распространение получило совмещение тру да литератора и историка.Наиболее ярко это проя- вилось в творчестве Н.М.Карамзина.В «Марфе По саднице» он сравнивает республиканское и само- державное правление,отдавая предпочтение после- днему. 2.Русская литература. Путешествие Н.М.Кармзина в Европу.
С этих позиций написана и его «История го- сударства российского».В «Письмах русско го путешественника» он подчеркивает пре- восходство Европы в социально-экономи- ческом развитии,но полагает,что преиму- щества России в ее патриархальности и мо- нархизме. 2.Русская литература. Первое издание «Писем русского путешественника» (1797 г.)
Романтизм в русской ку- льтуре был связан с де- ятельностью В.Жуков- ского,К.Рылеева,А.Бест ужева-Марлинского и др.В раннем творчест- ве А.Пушкина и М.Лер монтова, тоже прояви- лись романтические на чала.Но в отличие от В. Жуковского их герои занимают активную по зицию в борьбе за идеа- лы свободы и роман- тизма. 2.Русская литература. Рейтнер. Портрет В.А.Жуковского у окна.
В к. 20-х гг.наметился переход к новому на правлению- реализ- му. Он проявился уже в трудах «позд- него» Пушкина-«Бо рисе Годунове»,«Ка питанской дочке», «Дубровский»,«Мед ный всадник», и в романе М.Лермон- това «Герой нашего времени». 2.Русская литература. О.Кипренский Портрет А.С.Пушкина
Основоположником кри- тического реализма стал Н.В.Гоголь,создавший наиболее яркие произве- дения этого жанра-«Ши- нель», «Мертвые души». В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества. В творчестве И.С.Турге- нева нашла отражение тема тяжелого положе- ния крепостных кресть- ян. 2.Русская литература. Н.В.Гоголь
В Русском театре класси- цизм постепенно сме- нился романтизмом, акцент стал делаться на внутренние пережи- вания героев.В этот период появились блес тящие актеры-П.Моча лов М.Щепкин.Они подчинили весь теат- ральный процесс дос- тижению одной идеи. Особо популярны в это время были пьесы Гри боедова,Гоголя,Остров ского. 3.Театр. М.С.Щепкин
Музыка в этот период ис- пытала влияние вой- ны 1812 г.Если прежде преобладала бытовая опера,то теперь нача- лось обращение к геро- ическим сюжетам. В 1815 г.К.Кавос написал оперу «Иван Сусанин» Фольклорные мотивы на шли отражение в твор- честве известных авто- ров романсов А.Алябье ва,А.Варламова,А.Гури лева. 4.Музыка. А.А.Алябьев
Вершиной русского му- зыкального искусства 1-й пол.19 века стало творчество М.Глин- ки,создавшего основы национальной музы- кальной школы. Он считал,что музыку со здает народ, а компо- зитор-ее аранжирует. Вершиной творчества М. Глинки стала опера «Жизнь за царя»,в ко- торой он прославил подвиг И.Сусанина. 4.Музыка. М.И.Глинка
В живописи происходит отказ от библейских сюжетов классицизма и рост интереса к личности простых людей. Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюл- лов.Он вывел в качестве героев простой народ.В «Последнем дне Помпеи» художник передал вели- чие и достоинство простого человека в условиях катастрофы. 5.Живопись. К.Брюллов. Последний день Помпеи.
Особое место в истории русской живописи занимает А.Иванов- «портретист Христа».Над главным тво рением жизни,«Явлением Христа народу»,он рабо- тал 20 лет.Основная идея картины-уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художник скурпулезно работал над каждой фигурой, поэтому картина получилась живой,с огромным воздействием на зрителя. 5.Живопись. А.А.Иванов Явление Христа народу.
Основоположником критического реали- зма в живописи стал П.Федоров,поднимав ший в своих карти- нах социальные про- блемы.В его«Свежем кавалере»,чувствуетс я драматизм ситуа- ции,критическое от- ношение автора к действительности и изображаемому ге- рою. 5.Живопись. П.А.Федоров. Свежий кавалер.
В архитектуре класси- цизм задержался боль- ше всего.В 1-й трети 19 в. он трансформи- ровался в «ампир»,со- четавший строгость линий и богатство ук- рашений. После войны 1812 г.Моск ва и Петербург подвер глись детальной пере- стройке.В петербурге сформировались Дво- рцовая и Сенатская площади,в Москве-Те- атральная. 6.Архитектура. А.Д.Захаров. Адмиралтейство
Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров(Адмиралтейство),А.Во- ронихин(Казанский собор,Спб,ансамбли Павловска и Петергофа),К.Росси(Русский музей.Спб,Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра). 6.Архитектура. К.Росси Арка здания Генерального штаба.
В Москве в стиле ампир выполнены работы О. Бове(реконструированн ая красная площадь, Большой театр,)Д.Жи- лярди(здание Московс- кого университета). В 30-е г.К.Тон в «русско- византийском» стиле начинает возводить Храм Христа Спасите- ля построенный на на- родные деньги,Боль- шой Кремлевский дво- рец, и Оружейная палата. 6.Архитектура. О.Бове Большой театр.