Проблемы подготовки научных кадров в современных условиях Докладчик к. э. н., профессор, заведующая кафедрой « Маркетинг и менеджмент » руководитель НОЦ « Проблемы управления в социальных и экономических системах » ФГБОУ ВПО « Московский государственный технический университет « МАМИ » СОРОКИНА Галина Петровна
Структура ППС вузов России
Выпуск из аспирантуры по годам
Выпуск из аспирантуры
Процент от выпуска защищенных кандидатских диссертаций по отраслям
Темпы качественного изменения структуры ППС
Выявление проблемы : 1. Снижение контингента ППС 2. Снижение темпов прироста ППС имеющих ученую степень Проблема обусловлена : А ) Заработными платами ППС вузов ниже средних показателей оплаты труда по региону. Б ) Снижением престижа вузовского преподавателя. В ) Естественной убылью доминирующей возрастной группы ППС в российских вузах ( старше 60 лет ). Г ) Низким КПД работы аспирантуры
Выявление проблемы 3. Низкий процент выпускников аспирантуры защищающих диссертационную работу в срок Основные причины : А ) Стипендии, выплачиваемые аспирантам ниже МРОТ, что вынуждает аспирантов зарабатывать деньги, зачастую на работах не связанных с научной деятельностью Б ) Ограниченные возможности по постановке эксперимента по теме диссертации, из – за : - стагнационных процессов на большой доле национальных предприятий ; - слабой заинтересованности вузов и нии в привлечении молодых специалистов к научным исследованиям ; - устаревшей лабораторной базой вузов.
Выявление проблемы 4. Низкая заинтересованность аспирантов в защите диссертационной работы. Причины : А ) Нарушено первичное целеполагание поступления в аспирантуру ( отсрочка от армии, альтернатива работе, желание родителей ); Б ) Изменение целевого вектора в процессе обучения ( успешная карьера не связанная с наукой, несовместимость с научной карьерой ); В ) Слабая мотивация научных руководителей в защите аспирантов.
Выявление проблемы 5. Снижение конкурсных требований при поступлении в аспирантуру. Причина : А ) Установленный аккредитационный показатель количества аспирантов на 100 студентов (4 человека ); Б ) Несоответствие количества выделяемых бюджетных мест в аспирантуру данному показателю, что вынуждает вузы набирать платежеспособных, но не всегда одаренных аспирантов ; В ) Низкий престиж профессии ученого, а следовательно смещение первоначального вектора целеполагания аспирантов.
Решение проблемы на уровне государства 1. Учитывать региональную специфику при финансировании вузов. 2. Развитие программ поддержки научных исследований, в том числе с участием молодых ученых. 3. Повышение федеральной части стипендий аспирантов. 4. Поддержка программ развития материально - технической базы вузов, в том числе в виде создания ЦКП. 5. Приведение в соответствие аккредитационного показателя по количеству аспирантов и соотношения выделяемых бюджетных мест в аспирантуру и контингента студентов.
Решение проблемы на уровне вуза 1. Усиление входного контроля потенциала соискателя ученой степени ( прием в аспирантуру только соискателей с опытом научной работы в составе научного коллектива, или с реальными научными статьями, результатами НИР и т. д.) 2. Развитие института целевой аспирантуры с заключением трёхстороннего договора – аспирант, научный руководитель, вуз ) 3. Введение минимального лимита участия молодых исследователей в научной работе 4. Активное участие в отраслевых, региональных, федеральных программах по развитию материально - технической базы, в том числе ЦКП 5. Развитие отраслевой и межотраслевой интеграции в области науки и образования. 6. Поддержка научных и инновационных инициатив преподавателей и аспирантов 7. Формирование потенциала молодых ученых еще на уровне бакалавриата и специалитета в виде внедрения программ проектного обучения.