Международные транспортные коридоры
Понятие "Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок"
Международный транспортный коридор (МТК) высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. МТК наиболее эффективно функционирует в условиях преференциального режима, включая единое таможенное или экономическое пространство.
Панъевропейские транспортные коридоры Первоначально определены на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте 1994, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997.Крите1994 Хельсинки1997 Поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими коридорами или хельсинкскими коридорами.
Панъевропейские транспортные коридоры 1. Хельсинки Таллин Рига Каунас и Клайпеда Варшава и Гданьск ХельсинкиТаллинРигаКаунасКлайпедаВаршава Гданьск 2. Берлин Познань Варшава Брест Минск Смоленск Москва Нижний Новгород БерлинПознаньВаршаваБрестМинскСмоленск МоскваНижний Новгород 3. Брюссель Ахен Кёльн Дрезден Вроцлав Катовице Краков Львов Киев БрюссельАхенКёльнДрезденВроцлавКатовице КраковЛьвовКиев 4. Дрезден/Нюренберг Прага Вена Братислава Дьёр Будапешт Арад Бухарест Констанца / Крайова София Фессалоники / Пловдив Стамбул ДрезденНюренбергПрагаВенаБратиславаДьёр БудапештАрадБухарестКонстанцаКрайоваСофия ФессалоникиПловдивСтамбул 5. Венеция Триест/Копер Любляна Марибор Будапешт Ужгород Львов Киев ВенецияТриестКоперЛюблянаМариборБудапешт УжгородЛьвовКиев 6. Гданьск Катовице Жилина ГданьскКатовицеЖилина 7. (Дунай) Северо-западЮго-восток: протяжённость 2300 кмДунай 8. Дуррес Тирана Скопье Битола София Димитровград Бургас Варна ДурресТиранаСкопьеБитолаСофияДимитровград БургасВарна 9. Хельсинки Выборг Санкт-Петербург Псков Москва Калининград Киев Любашёвка/Раздельная (Украина) Кишинёв Бухарест Димитровград Александрополис ХельсинкиВыборгСанкт-ПетербургПсковМосква КалининградКиевЛюбашёвкаРаздельнаяУкраинаКишинёв БухарестДимитровградАлександрополис 10. Зальцбург Любляна Загреб Белград Ниш Скопье Велес Фессалоники ЗальцбургЛюблянаЗагребБелградНишСкопьеВелесФессалоники
Транспортные коридоры России 1.Коридор "Север - Юг" (страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии - европейская часть Российской Федерации - Каспийское море - Иран - Индия, Пакистан и др.) - NS;
2. Коридор "Транссиб" (Центральная Европа - Москва - Екатеринбург - Красноярск - Хабаровск - Владивосток/Находка и система его ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами 2, 3 и 9) - TS;
3. Северный морской путь (Мурманск - Архангельск - Кандалакша - Дудинка) - SMP;
Евроазиатский транспортный коридор ТРАСЕКА Западная Европа – Центральная Азия- Китай (Азейбарджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина)
Критерии выбора транспортных коммуникаций максимальное использование существующих хорошо технически оснащенных транспортных коммуникаций, имеющих значительные резервы провозной способности; конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте груза; приемлемые сроки следования грузов от производителя до потребителя продукции в сравнении с конкурентными маршрутами; надлежащее качество перевозок - безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, полнота информации о состоянии груза и его местоположении в любой момент времени; обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы, с использованием оптико-волоконных линий связи и спутниковых систем.
Задачи формирования МТК 1. согласованное развитие транспортной инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов; 2. рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи; 3. оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров; 4. создание условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров и грузов во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов; 5. содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, освоению новых внутренних и международных рынков; 6. повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов; 7. переключение транзитных и российских внешнеторговых грузопотоков с портов других стран на отечественные морские порты; 8. повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров; 9. содействие развитию международного туризма и культурных связей
Источники финансирования транспортных коридоров Финансирование формирования транспортных коридоров осуществляется международными транспортными организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а так же заинтересованными странами и частными инвесторами.