Обидное слово Цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям; повышение самооценки, возможность сделать приятное другому человеку.
У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а так же как оно воспринимается окружающими.
Например, об одном и том же человеке кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а другой назовет его трусом. Девочку можно назвать веселой и любимицей компании, или вертихвосткой и кокеткой. Одно мнение обидно, другое нет.
Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба Сквозит синева. Есть ночные слова, О которых мы днем Вспоминаем с улыбкой И сладким стыдом. Есть слова – словно раны, Слова – словно суд, - С ними в плен не сдаются И в плен не берут.
Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести. Словом можно продать, И предать, и купить, Слово можно в разящий Свинец перелить.
Слова бывают разные: обидные и ласковые, злые и добрые. Сегодня мы с вами поговорим про слова. Как можно словом обидеть и приободрить.
Попробуйте подобрать такие пары слов или сочетания слов, где бы одно слово имело отрицательное значение, а другое – несколько смягченное, не очень обидное (лентяй – не очень умный, неряха – не обращающий внимания на свой внешний вид)
А теперь назовите три своих самых лучших качества, которые вам самим в себе очень нравятся, а потом подберите такие слова или словосочетания к названным качествам, которые придадут им отрицательный оттенок
Теперь – обратное действие, т.е. назвать отрицательные качества, а к ним подобрать такие слова, которые обозначали бы эти качества, но с меньшею степенью отрицательного значения.
Разговаривая с людьми, мы должны думать о том, всегда ли можно и надо говорить все, что думаешь, не выбирая выражений. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя, Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. Будь слову своему хозяин.
Сейчас мы разделимся на группы по 5 – 6 человек, и каждая группа подумает и предложит для обсуждения 2 – 3 фразы, которые она считает обидными. А теперь попробуем эти обидные фразы сказать так, чтобы был сохранен смысл, но слова были бы более сдержанными.
Тренинг «Пять добрых слов» Обведите на листе бумаги свою руку и на ладошке напишите свое имя. Теперь вы передаете свою ладошку соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишите какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых»). Другой человек делает запись на другом «пальчике» и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
- Какие чувства ты испытывал, когда зачитывались надписи на твоей «ладошке»? - Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?
Я этой истиной избитой Кого сумею поразить? Слова, рожденные обидой, Не торопись произносить. Не торопись обидеть друга Несправедливостью своей, Загнать его внезапно в угол, Хоть он нисколько не слабей.
Он просто чуточку добрее. Он молча ярость переждет. И чем остынешь ты скорее, Тем горше будет твой отход. И стыд тогда в тебе проснется, С ним расставаться не спеши. А друг лишь грустно усмехнется, Как слезы, кровь смахнет с души.
Спасибо !