СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Педагогические понятия Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности Компетентность- способность, умение осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования
Классификация компетентностей Ключевые (коммуникативная, информационная, предметная, социальная, нравственная, математическая, автономизационная ). По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная) По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско- общественная, культурно-досуговая). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
Классификация компетентностей По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая). В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные). В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).
Образовательные стандарты Русский язык КоммуникативнаяЯзыковая Культуровед ческая Лингвистическая
Иностранный язык Коммуникативная компетенция Речевая компетенция Языковая компетенция Социокультурная компетенция Компенсаторная компетенция Учебно- познавательная компетенция
Сравнительная характеристика стандартов образования Предметно - ориентированный подход в обучении Компетентностно - деятелъностный подход в обучении ОСНОВА МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Образ обученного человекаОбраз образованного человека ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Научить на всю жизньНаучить учиться всю жизнь АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Преобладает активная деятельность учителя (исполняющая); деятельность учащихся подразумевается (наблюдатель, пассивный исполнитель) Преобладает самостоятельная, активная деятельность учащихся; деятельность учителя состоит в организации, коррекции, наблюдении, управлении деятельностью учащихся
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ (УРОКОВ) Академическая классно - урочная системаИсследования; конференции; дискуссии, диспуты, деловые и имитационные игры; презентации, защиты; внеурочное проектирование; практикумы ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Современное, традиционное обучение; объяснительно - иллюстрированный метод Компетенции – 1. Знать и понимать 2. Уметь (владеть способами деятельности) 3. Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 4. Сформировать эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО Основу образовательной среды составляет школа, информационное поле образовано содержанием учебных предметов, коммуникативное взаимодействие ограничено общением с одноклассниками, учителями Образовательно-культурное пространство значительно расширилось. Элементами познания и информационными источниками становится семья, полштоса, культура и др. Культурная составляющая микросоциума становится содержанием образования в школе
Профессиональная компетентность характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром
Содержание профессионально- личностных компетенций учителя адаптационно-цивилизационные; социальные ; социально-организационные; профессиональные; коммуникативные; ценностно-смысловые.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований
Дидактические требования Чёткое формирование образовательных задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Психологические требования Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей
Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным Темп и ритм урока должны быть оптимальными Полный контакт учителя и учащихся Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика
Требования к гигиене урока Температурный режим Проветривание Освещение Предупреждение утомления Чередование видов деятельности Физкультминутка Правильная рабочая поза учащихся. Соответствие роста школьной мебели.
Процесс формирование компетенций у учащихся школы будет наиболее продуктивным, если –обучение носит деятельностный характер; –идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; –если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели; –применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников; –активизируется практическая направленность школьного образования; –учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.