Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Advertisements

Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Развитие познавательных способностей. Родителям школы – дошкольника (6- лет +)
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи Автор: Серова Елена Вячеславовна Старший воспитатель.
Транксрипт:

Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением речи

«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А. Сохин

Принцип коррекционно- развивающего обучения детей с ОНР Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы Метод устного опережения Фонематические процессы Звуко-буквенный анализ и синтез слов Лексико-грамматическая сторона речи Учить излагать суть задания Отвечать на вопросы Рассказывать о последовательности выполнения задания

Последовательность работы по развитию навыков пересказа Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы (выраженная причинно-следственная связь) Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по знаковым схемам Пересказ текстов-описаний с опорой на картинки, вопросы, схемы Выборочный пересказ. Составление плана. Краткий пересказ Творческий пересказ (по началу, концу, середине)

Последовательность работы по развитию навыков устного сочинения Связные высказывания, рассказы повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам Рассказ по вопросам Рассказ по вопросам и картинке Рассказ по опорным словам и картинкам Рассказ по серии картинок с использованием вопросного плана Сравнительный рассказ-описание по предметам (картинкам) с использованием графических схем, вопросов Рассказ по сюжетной картинке с использованием опорных слов Рассказ по материалам наблюдений по опорным словам, вопросному плану

Творческое рассказывание В рассказе придуманы, вымышлены образы или действия Рассказ на основе воображения Значительная аналитико- синтетическая деятельность мозга

Творческое воображение ВозрастФункция Роль критического мышления Преобразование опыта Комбинации пережитых впечатлений С 6 лет Приобретает активный, созидательный характер Не пустое фантазирование Нагромождение фантазий потеря сюжетной линии репродуктивное творческое

Роль навыка творческого рассказывания Ответы у доски Рассуждения Доказательства Написание сочинений, изложений Общение Влияние на познавательную деятельность, личность

Психологические предпосылки самостоятельного рассказывания Активность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность внимания Произвольность и образность памяти Логика и понятийность мышления Управляемость воображения Совершенствуются в ходе составления рассказа

Рассказы по сюжетным картинам Наглядная опора для активного, продолжительного диалога Воздействие на эмоции, мотивация интерес Стимуляция речевой и мыслительной деятельности Трансформация исходного рассказа по картине Картина – наглядная база для возникновения нового замысла

Виды творческого рассказывания по сюжетной картине С добавлением последующих событий С заменой объекта С заменой действующего лица С добавлением предшествующих событий С добавлением предшествующих и последующих событий С добавлением объекта С добавлением действующего лица С добавлением объектов и действующих лиц С изменением результата действия Со сменой времени действия

IIIIIIIVVVI Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картине Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа Где происходит действие картины? В какое время года? Куда пришли оба мальчика? Что каждый из них держит в руках? Какую рыбу поймал мальчик? (большую, сильную, скользкую) Как он это сделал? Для чего один мальчик фотографирует другого? Как можно назвать такую рыбалку? Придумай разговор между мальчиками. Что, кроме удочки, используется для ловли рыбы? Как ведёт себя рыба, которую вытащили из воды? Почему? Для чего пойманную рыбу опускают в ведро с водой или садок? Кем приходятся друг другу оба мальчика? Откуда они прибыли на рыбалку? Как они добрались до реки? Для кого они ловят рыбу? Что может сделать большая, сильная, скользкая рыба, оказавшись в руках у мальчика? начало, середина, конец - наличие X - отсутствие точность слов образность выражений грамотность предложений связь предложений и частей рассказа выразительность отсутствие пауз плавность речи Общая оценка: хорошо очень хорошо следует поучиться глагольная цепочка Название варианты изменения результата действий (мальчик выронил рыбу и она уплыла, маль чик поскользнулся и вместе с рыбой упал в реку, щука ударила хвостом по фотоаппарату и выбила его из рук мальчика и пр.)

Этапы работы по сюжетной картине Анализ содержания картины Активизация психических процессов Составление исходного рассказа по картине Планирование творческого рассказа Творческий рассказ Место действия Время действия Свойств объектов и предметов Цели действия персонажей Причинно-следственные связи Интереса Внимания Памяти Воображения Мышления Инициативности

Готовность к овладению навыками самостоятельной письменной речи Операциональная база Устно-речевая база Функциональная база

Функциональная база письменной речи Психические процессы и функции Внимание Кратковременная память Словесно- логическая память Слухо- моторные координации Мышление

Операциональная база письменной речи Компоненты и действия письменной речи Действия со словами Фонематический анализ Мотивация Решение орфографических задач Графомоторные программы Проверочное чтение

Устно-речевые предпосылки письменной речи Состояние звукопроизношения Состояние фонематического слуха Состояние лексико-грамматического строя речи

Стратегия формирования готовности к овладению связной письменной речью системность наглядность онтогенетический обходного пути принципы Методика формирования функциональной и операциональной готовности – Г. В. Чиркина доступность деятельностного подхода последовательности

I уровень Составить подписи к картинкам Списать предложение Закончить предложение одним словом Записать отгадки к загадкам Пропедевтический блок Ориентировочный блок Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Полифункциональные упражнения Расширение перцептивного диапазона Объем внимания, кратковременной памяти Сукцессивные функции

Приемы расширения перцептивного диапазона Трехбуквенные слова восприятие прочтение отстукивание составление схемы запись Пары лексем, состоящих из 3 букв Расширение синтагм (4, 5, 6 лексем)

II уровень базовый блок Составление устного рассказа по вопросам Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Замена лексемы-1 Универсальный план описания животного Рассматривание картинки (животное) Графическое моделирование + репродукция текста Составление вербальных алгоритмов + пересказ ЛинейныйРазветвляющийся Сжатие текста – обобщенно и кратко Глубинная рецепция -1 (анализ содержания)

Сочинение «Как доктору Пилюлькину добраться к больному Незнайке?» Опора на готовый зачин и графическую схему (карту города) Ситуация отсутствия адресата, использование карты-маршрута Элемент игры Повышение мотивации письменной речи

II уровень – промежуточный блок Восстановление деформированного текста Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Замена лексемы-2 Литеро-пространственный диктант Орфографический поиск-1 При проверке работ выделяется место ошибки Сжатие текста – 2 (без предварительного вычеркивания) Глубинная рецепция -2 (анализ содержания) Перепутанные цепочки слов Заполнение разветвляющегося алгоритма

Перепутанные цепочки слов

1. Сочинение «Инструкция входа в метрополитен» Опора на готовый разветвленный алгоритм после его анализа 2. Сочинение «Как от школы добраться на метро до цирка?» Опора на карту (схему метрополитена) Орфографический поиск-2 При проверке работ выделяется слово с ошибкой

II уровень – продвинутый блок Наложение перцептивных полей Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Актуализация мотивации письменной речи Орфографический поиск-3 При проверке работ выделяется строка с ошибкой Глубинная рецепция -3 (текст-описание природы) Чтение предложения + постукивание Распространение текста

Повествовательное сочинение с элементами описания (описание месторасположения объекта) Опора на карту- схему маршрута 1.Показать на карте и описать путь к обозначенному объекту по памяти (пересказ записанной ранее информации) 2. Показать и описать путь к обозначенному объекту по письменному описанию Опора на карту без географических названия и маршрута

Самостоятельное составление текста-инструкции 1. Составление письменной инструкции по пользованию кнопочным телефоном (Опора на готовый алгоритм) 2. Выполнение программы, редактирование текста