Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! - любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил. «1831 июня 11 дня».
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества. Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина). В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяюще- нравственное начало.
М.Ю. Лермонтов и его Музы У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе. В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
Екатерина Сушкова Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.
А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера. Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта. Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог! «Расстались мы...»
Сушковский цикл ( ) Лирический дневник юноши Лермонтова: зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя, страстей…»
Нищий. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! 1830г.
Наталья Иванова После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.
Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.
Ивановский цикл Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова годов. Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной. Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; «Я не унижусь…»
«Я не унижусь пред тобой…»: Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой. … Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал! « Я не унижусь пред тобою...»
Варвара Александровна Лопухина Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году. «Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…» Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился
Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья. Стихотворения, посвящённые Лопухиной: «К Л.-»(«У ног других не забывал…»; «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»; «К*»(«Оставь напрасные заботы..»; «Она не гордой красотою…»; «Слова разлуки повторяя…».
Она не гордой красотою... Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее- не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает. Однако, все ее движенья, Улыбка, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.
Мария Щербатова М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться». По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».
Отчего Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе. «Печальной отчизны примеру, В надеждах на бога Хранит она детскую веру; Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит; От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром. Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром».
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/ ) Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841». На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день». Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
Екатерина Быховец Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.
*** Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. 1841г.
Вместо заключения... Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!
Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова: «…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь». Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»: «Она(любовь), как чумное пятно…»; «Всё, что любит меня, то погибнуть должно»; «Мне грустно, потому что я тебя люблю»; «Нет, не тебя так пылко я люблю».
Любить…но кого же?..на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно…
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»). Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал так заснуть, Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, О любви мне сладкий голос пел…