О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ Автор презентации – Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и и андрагогики СПбАППО
Мнения практиков об инновациях Инновациями занимаются все…
Мнения практиков об инновациях Настоящих педагогических инноваций сегодня нет
Педагогическая инновация Результат деятельности ОУ в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра Новый или усовершенствованный продукт (услуга) Используется в практике Готов к распространению
«педагогическая инновация» Существенные признаки понятия «педагогическая инновация» Системное изменение Педагогический объект Прогрессивные образовательные тенденции Актуальные педагогические проблемы Общественное признание Новое качество Готово к внедрению
Два типа инноваций (по М.В.Кларину) Инновации – модернизации - усовершенствование учебного процесса в отдельных его фрагментах, не меняя его организационной сути Инновации – трансформации – существенное преобразование традиционной классно-урочной формы организации учебного процесса
Прогрессивные образовательные тенденции, требующие инноваций: Информатизация Информатизация Профилизация ( компетентностный подход) Профилизация ( компетентностный подход) Экологизация Экологизация Демократизация Демократизация Гуманизация Гуманизация
Дети ХХI Системно-смысловой тип; От системы отношений к системе знаний Смысловая сфера: Зачем? Сиюминутный эффект, результат Ограниченный энергетический тонус Быстрая утомляемость, высокая возбудимость Повышенная агрессивность, тревожность Настойчивость и требовательность Главное слово: хочу!
Основные педагогические проблемы, требующие инновационных подходов мотивированность обучения инициативная, авторская активность учащихся диалоговость как принцип организации содержания и обсуждения индивидуально- личностный подход рефлексивность обучения
Педагогический объект В качестве педагогического объекта могут выступать : Образовательные учреждения, новые типы ОУ, образовательная среда ОУ УМК, программы, авторские курсы Игровые, досуговые программы Технологии, разработки занятий Системы оценки Диагностические методики…
Новое качество – новые цели- результаты нового качества образовательными Появление нового качества связывают прежде всего с новыми образовательными результатами. На языке базовых или ключевых компетенций Универсальные учебные умения
Инновационный подход ИДЕЯ ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТ : методика, технология, программа
Три типа инноваций Три типа инноваций (технологический аспект) Инновации – адаптации – известная идея в новых условиях Инновации – реновации - новшества повторного характера, вновь востребованные реальностями времени Инновации – интеграции – новая композиция старых элементов, обеспечивающая появление нового качества, выход на новый уровень
Описание технологии, программы Системное, целостное описание включает 4 блока : а) концептуальная основа (смыслы,принципы, ведущие идеи); б) содержательная часть обучения: - цели (общие и конкретные); - содержание учебного материала; в) процессуальная часть: - организация процесса; - алгоритм деятельности; г) диагностика процесса.
Критерий Признак инновации Новизна, значимость Системное преобразование педагогического объекта Актуальность социальная Современные образовательные вызовы Актуальность педагогическая Актуальные педагогические проблемы ВостребованностьОбщественное признание ЭффективностьНовое качество Условия реализацииГотов к внедрению
ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕНИЕ ОБЩЕНИЕ ИГРА ТРУД
Классификация инновационных подходов В качестве основания для общей классификации инновационных подходов в образовании мы выбрали преобладающую самостоятельную деятельность учащихся, которую организует учитель; она связана с ведущим стилем учения и способностями учащегося.
Четыре модели организации современного процесса обучения Проектная Проектная Исследовательская Исследовательская Коммуникативно- диалоговая Коммуникативно- диалоговая Игровая Игровая
УСПЕХОВ ВСЕМ!