Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 18 имени Э. Д. Потапова г. Мичуринск Розова Марина Юрьевна
Одна из загадочных фигур на российском престоле. Стал императором в зрелом возрасте, но удержаться на престоле смог лишь 4 года 4 месяца и 6 дней. Был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года во время дворцового переворота, согласие на которое дал сын Александр
гг - правление Александра I « Слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления ». Н. М. Карамзин
А. С. Пушкин об этом времени говорил так : Дней Александровых прекрасное начало. Возникает вопрос : почему А. С. Пушкин дает столь лестную характеристику началу правления нового императора ?
Задание : сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. литературу. Цели царствования Александра I: - отмена крепостного права ; - введение конституции ; - ликвидация последствий правления Павла I; - усовершенствование государственного аппарата, создание парламента ; - развитие образования в стране.
Негласный комитет - Негласный комитет - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников, вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Павел Александрович Строганов Виктор Павлович Кочубей Адам Ежи Чарторыйский Николай Николаевич Новосильцев
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Ликвидация последствий правления Павла I Усовершенст вование государствен ного строя России Решение « крестьянског о вопроса » Просвещение
Вернул казаков, отправленных завоёвывать Индию Обещал управлять народом « по законам и по сердцу Екатерины Великой Вернул репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел. Открыл границы и типографии Разрешил ввозить товары и книги из Западной Европы Восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам Избавил солдат от ненавистных буклей Запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли
1802 г. – Сенат - высший судебный орган Проведена реформа государственной власти : гг. – созданы министерства, заменявшие кол Установлено единоначалие
1801 г – а ) право не дворян покупать землю, б ) объявил о прекращении пожалования казённых крестьян в частные руки, в ) запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков : запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки и др
1802 г - Учреждение Министерства народного образования Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений : приходские и уездные училища, гимназии и университеты Создание привилегированных лицеев Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811) Открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главного педагогического института в Петербурге (1804), преобразованного в 1819 г. в университет
1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества : реформа высших органов власти - появление так называемого " Негласного комитета ", реформа Сената, учреждение министерств, реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса ( закон 1803 года " о вольных хлебопашцах "). 2. Союзником самодержца был кружок - Негласный комитет. 3. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I ( ориентировочно, до 1805 года ). Пушкин, несомненно, положительно относился к либерализации общества, что и позволило ему дать такую характеристику начала правления Александра I
1. Убийство Павла I ul_I_of_Russia,_March_1801_( ).jpg?uselang=ru 2. Екатерина II %ED%E0_II 3. Александр I D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD %D0%B4%D1%80_I 4. Негласный комитет D%FB%E9_%EA%EE%EC%E8%F2%E5%F2