Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства 18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро» Жан Мореас «Манифест символизма» Жан Мореас «Манифест символизма» Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивноТайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ- намекОтражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ- намек Из истории символизма
Клод Моне ( )
совмещение чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра изощренное сочетание цветовых пятен красочное богатство мира декоратизм и растворение предметных форм Появление этой картины определило название нового направления в живописи импрессионизм Impression soleil levant 1872 Впечатление. Восходящее солнце Осень Кувшинки (Облака) 1903 Клод Моне
«Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» Рихард Вагнер Опера «Валькирия» 1876 Опера «Лоэнгрин» 1848
У. Т. Мод «Скачка Валькирий» 1890
… Кто с Лоэнгрином не плыл на волшебном челне? В. Брюсов В. Брюсов Дорогая, о пусть стая белых, немых лебедей меж росистых ветвей на струях серебристых застыла одинокая грусть нас туманом покрыла. От тоски в жажде снов нежно крыльями плещут. Меж цветов светляки изумрудами блещут. Очерк белых грудей на струях точно льдина: это семь лебедей Лоэнгрина лебедей Лоэнгрина. Андрей Белый «Серенада» 1904
Водоем 1902 Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи. В. Борисов-Мусатов Куст орешника 1905 Весна
Осенний мотив 1899 Элегии в живописи Какой вы представляете картину с таким названием? В чем несоответствие содержания и названия? Какое значение приобретает мотив осени в произведении? нет исторической конкретности («это просто красивая эпоха») колорит построен на созвучии больших цветовых пятен мягкий приглушенный цвет мотив овала музыкальность линий
Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы? Клод Моне В. Борисов-Мусатов Подумаем вместе… Подумаем вместе… Фауст и Мефистофель. М. Врубель Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени? Прометей. Г. Моро
Символизм – направление в европейском Символизм – направление в европейском и русском искусстве х годов, сосре- доточенное в основном на выражении интуитив- но постигаемых идей и смутных чувств и ощуще- ний посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль- Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль- ность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчув- ствие мировых потрясений и вместе с тем дове- рие вековым духовно – культурным ценностям.
Александр Скрябин «Поэма экстаза» «Композиция 7» «Маленькие радости» 1913 «Композиция 5» 1911 В. В. Кандинский
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно- эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …» Николай Бердяев Николай Бердяев