«П РОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ » Виноградова Е.С. Гр Тема:
План: 1. Основные аспекты: 2. Оценка эффективности профессионального обучения 3. Основные проблемы оценки эффективности Определение Методы Разработка и реализация 2
О СНОВНЫЕ АСПЕКТЫ Профессиональное обучение процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. 3
О СНОВНЫЕ АСПЕКТЫ 4 Инструктаж МетодыМетоды Лекция Семинары Самостоятельное обучение Ротация Рассмотрение практических ситуаций Тренинг Деловые игры Наставничество АктивныеАктивныеТрадиционныеТрадиционные
О СНОВНЫЕ АСПЕКТЫ 5 Add Your Title 1. Определить: потребности персонала в обучении, уровень профессионального и личностного развития сотрудников, целесообразность обучения тех или иных сотрудников. 2. Разобрать: систему обучающих мероприятий, включающих контроль за усвоением знаний и формированием навыков, систему поддержки результатов обучения. 3. Включить систему обучения в систему стимулирования/мотивирования персонала. 4. Организовать обучающие мероприятия (лекции, тренинги и т.д.), адаптированные к потребностям и особенностям вашей компании. "обратную связь" по результатам обучения. 5. Получить
О ЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ На протяжении многих лет в международной практике профессионального обучения для оценки его эффективности используется модель Дональда Киркпатрика. Модель описывает четыре шага и, соответственно, уровня оценки результатов обучения: 6 Усвоение : какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения. 2 Поведение : как в результате обучения изменилось поведение участников в рабочей обстановке. 3 Результат : каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д. 4 Реакция: насколько обучение понравилось участникам. 1
О ЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В 1991 г. другой американец Дж. Филипс добавил в модель Киркпатрика пятый уровень оценки RОI (отдача от инвестиций в обучение). 7 Усвоение : какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения. 2 Поведение : как в результате обучения изменилось поведение участников в рабочей обстановке. 3 Результат : каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д. 4 Реакция: насколько обучение понравилось участникам. 1 RОI (отдача от инвестиций в обучение) 5
О ЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Расчет RОI позволяет: Количественно выразить улучшение результативности и качества работы в результате обучения сотрудников; 8 Выразить в денежном эквиваленте ценность проведенного обучения; Определить возврат на инвестиции в обучающие мероприятия; Принимать обоснованные решения по выбору обучающих программ, сравнивая их эффективность. Формула для расчета RОI выглядит следующим образом: Одними из первых, кто воспользовался этим методом были компания «Спортмастер» и Альфа-Банк.
объема продаж на 60%, количества успешных сделок, средней суммы контрактов, клиентской базы 25%, круг городов на 35%. объема продаж на 60%, количества успешных сделок, средней суммы контрактов, клиентской базы 25%, круг городов на 35%. О ЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 9 РОСТ Последний этап расчет ROI. Учитываем следующие показатели: затраты на аренду помещений на выплату заработной платы персоналу, которые были вовлечены в процесс обучения на оплату привлеченных тренеров ROI = 415%, т.е. с каждого потраченного на проект доллара компания получила 5,15 % прибыли. На 1/3 таких качеств как, направленность на клиентов и опыт проведения презентаций На 1/4 навыков продаж и планирования
О СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 10 Сложность заключается в том, что нужно выделить эффект обучения, изолировав его воздействие от воздействия других факторов. Процедура вычисления RОI довольно трудоемка. Из-за трудности расчета RОI данный показатель рекомендуется измерять лишь в случае удовлетворения следующих показателей: Большая продолжительность программы обучения; Важность программы обучения для достижения корпоративных целей; Обозримость программы (этапы) обучения; Большая целевая аудитория; Высокая степень заинтересованности лиц, принимающих решения.
Л ИТЕРАТУРА Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, с. 2. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Уч.пос. - М.:Юнити-Д., с. 3. Генкин Б.М.,. Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, с Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 2008 г., 295 с. 6. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, с.