Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель Нохрина Тамара Петровна
Виды изобразительно-выразительных средств. Изобразительно- выразительные средства Тропы (лексические средства) Фигуры речи (синтаксические средства) Фонетические средства
Тропы (лексические средства). Троп (от др.-греч. tropos оборот) слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Троп (от др.-греч. tropos оборот) слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом поэтической семасиологией. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом поэтической семасиологией. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет.
Гипербола Гипе́рбола (от др.-греч. περβολή «переход», «преувеличение») образное выражение, содержащее явное и намеренное преувеличение, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Гипе́рбола (от др.-греч. περβολή «переход», «преувеличение») образное выражение, содержащее явное и намеренное преувеличение, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов Маяковский. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов Маяковский. И будь я хоть негром преклонных годов, И будь я хоть негром преклонных годов, и то б без унынья и лени, и то б без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. что им разговаривал Ленин. В. Маяковский В. Маяковский
Литота Лито́та (от др.-греч. λιτότης простота, малость, умеренность) троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Лито́та (от др.-греч. λιτότης простота, малость, умеренность) троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Многие литоты являются устойчивыми оборотами. Значительная их часть является фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку». Многие литоты являются устойчивыми оборотами. Значительная их часть является фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку».
Перифраза Перифра́за в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифра́за в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат»
Фигуры речи (синтаксические средства). Фигу́ра термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, эпифора и другие. Фигу́ра термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, эпифора и другие.
Анафора Ана́фора стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Ана́фора стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Грозой снесённые мосты, Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища. Гроба с размытого кладбища. А. С. Пушкин А. С. Пушкин
Хиазм Хиазм риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»). Хиазм риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»). Примеры: Примеры: «Честь нашей части это часть нашей чести». «Честь нашей части это часть нашей чести». «Суббота для человека, а не человек для субботы» «Суббота для человека, а не человек для субботы»
Риторический вопрос Ритори́ческий вопро́с риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. Ритори́ческий вопро́с риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. Кто виноват и что делать? Кто виноват и что делать? «А судьи кто?» (Грибоедов. Горе от ума) «А судьи кто?» (Грибоедов. Горе от ума) «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин. Медный всадник) «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин. Медный всадник)
Фонетические средства Также в отдельную группу выделяют фонетические изобразительно- выразительные средства. К ним относятся, например: аллитерация и ассонанс. Также в отдельную группу выделяют фонетические изобразительно- выразительные средства. К ним относятся, например: аллитерация и ассонанс.
Аллитерация Аллитерация литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких согласных звуков. Аллитерация литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких согласных звуков. Основной функцией аллитерации является звукоподражание («Шипенье пенистых бокалов // и пунша пламень голубой» Пушкин). Основной функцией аллитерации является звукоподражание («Шипенье пенистых бокалов // и пунша пламень голубой» Пушкин).
Ассонанс Ассонанс повторение гласных звуков в высказывании. Ассонанс повторение гласных звуков в высказывании. «По небу голубому // Проехал грохот грома.» С. Я. Маршак. Здесь встречается как и ассонанс, так и аллитерация. «По небу голубому // Проехал грохот грома.» С. Я. Маршак. Здесь встречается как и ассонанс, так и аллитерация.