«Народный праздничный костюм»
«….Как семицветны наши зори Когда под утро петухи кричат, Так семицветны вышивок узоры На тувырах и шовырах девчат. …Родной узор неповторим и вечен, И дороги сегодня нам вдвойне Наплечники червленые, как венчики, Два солнца на - на груди и на спине! …Не вымучено это чудо и не выжато, Оно смеется, говорит всерьез. Вглядитесь в естество Марийской вышивки – Медвяный запах ударяет в нос. Валентин Колумб «Рождение марийской вышивки».
Марийский народный костюм
Костюм (от лат. costume) может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. ОДЕЖДА предметы, предназначенные для покрытия тела человека; возникла как средство защиты от воздействия внешней среды, зависит от географических и климатических условий.
«Шымакшан мари» «Соракан мари» «Шарпанан-нашмакан мари» Что общего и чем отличаются костюмы различных локальных групп мари, проживающих на территории Марий Эл?
Районы проживания этнических групп мари на территории Республики Марий Эл
шымакш тувыр рубаха шовыр кафтан вургыштыр онучи йыдал Лапти шовыч платок «Шымакшан мари» ÿштö пояс
«Сорокан мари» шовыч платок тувыр рубаха вургыштыр Онучи йындал Лапти ÿштö пояс сорока
шарпан нашмак тувыр рубаха ончылшовыч Передник ыштыр онучи йындал Лапти ÿштö пояс «Шарпанан-нашмакан мари»
тувыр рубаха запон передник ыштыр Онучи йыдал Лапти ÿштö пояс вочыгач наплечники шарпан «Шарпанан-нашмакан мари»
Народный свадебный костюм
Свадебные костюмы
По каким признакам будничную одежду мари можно отличить от праздничной?
Праздничный костюм замужней женщины. Вторая половина XIX в. Казанская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
«Кишкывуян аршаш» Женские шейно-нагрудные украшения. Луговые марийцы группы «соракан мари» Казанская губерния, 19 век Ракушки Каури (в марийском переводе - кишкевуй - дословно - "голова змеи"). Она символизирует почти у всех народов защиту от сглаза, порчи и нечистых сил. И у марийцев она означает тоже самое.
Фибула для застегивания ворота женской рубахи. Казанская губ. XIX в
Туникообразный крой рубахи
Основные орнаментальные мотивы
Ритмическое построение орнамента повторение чередование
Построение орнаментального мотива «бордюр» Принцип работы – от общего к деталям
Построение орнаментального мотива «розетка» Принцип работы – от общего к деталям
Назовите к каким этническим группам мари относятся изображенные женщины ? (начинаем называть слева) Горная мари Шымакшан мари Соракан мари Шарпанан- нашмакан мари Шымакшан мари Горные мари Шымакшан мари Соракан мари Шарпанан- нашмакан мари Шымакшан мари
По убору головному Различаемся давно мы. Сорока, шарпан, шымакш - Расписной хранитель наш. Сказочных узоров чтиво У мариек всем на диво. Вот шымакш остроконечный, Сорока – прямоугольный И шарпан волной венчальной Облачает лик печальный. Ведь не скинешь с головы Не страшась людской молвы. С праздной жизнью не знакома С юных лет девица дома Вышивала дни и ночи Стежки красные от порчи. Сколько вложено труда, Что б не встретилась беда. Ценит наше поколенье Женских рук твоих творенье! Л. Кукарева.
Посетите экспозицию в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева «Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари XIX-XX веков».
Традиции и современность 1. %D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&where=all&id= http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0 %D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&where=all&id=
Орнамент маритур образован из геометрических мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчету нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В любом образце вышивок было трудно найти повторения, в каждом случае - свое уникальное решение. Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зеленый, синий, желтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией черными нитками.
1.Молотова Т.Л. Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, Э. Д. Меджитова. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, С Г.И. Соловьева. Орнамент марийской вышивки. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, С %B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0% D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&where=all&id= http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0 %B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0% D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&where=all&id= Литература и источники