Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы». (2 урок) Гавриш Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МОУ «СОШ 2» г. Кировска Мурманской области 2011
Цели: а) продолжить работу над повестью К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»; б) учить детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека; в) учить сопереживать, сострадать.
I. Рассказать о писателе. О каких чертах характера писателя, вы бы сказали, смотря на его портрет? (доброта, открытость, сердечность, благородность…). Какой раздел мы изучаем? В каком произведении К.Г. Паустовского главным героем тоже был композитор?
II. К какому жанру относится литературное произведение «Скрипучие половицы»? (Драма). Драма – род литературы. Драматическим произведением называют литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Вмешивается ли автор в действия героя? Почему глава получила название «Скрипучие половицы»? Перечислите героев повести. (П.И. Чайковский, Лесничий Василий, слуга композитора, девочка Феня, купец Трощенко).
III. Работа в группах: а) 1гр. – Разделите героев на две группы. – Обоснуйте свой выбор. 2гр. – Восстановить план в определённой последовательности. 2) Тревожный разговор 4) Назовите вашу цену 1) Край обласкан светом 5) Разлука с любимыми местами 3) Мольба о помощи. (варианты других заголовков) 3гр. – Восстановить картинный план. (Подготовка к созданию диафильма).
1 глава. б) I. Завязка – начало, с чего всё началось? «Красота есть гармония, в ней залог успокоения…» Ф.М.Достоевский. -музыка П.И. Чайковского («Времена года», «Утро») Какое настроение вам передалось? (чувство любви, радости…) Зачитайте самую яркую картину природы из 1 главы. Какое значение имел лес для композитора? Лес: Красота Память Вдохновение Свежесть воздуха II. Развитие действия. Словарная работа. 1гр. Махотка 2гр. Трактир 3гр. Вексель
2 глава. Вопросы: Почему слуга не пускал лесника Василия к композитору? Как об этом сказано в повести? Прочитайте. А какой Василий? Как вы думаете, кто окажется прав – слуга или Василий? Прочитать отрывок с возмущением. («Повидал я купцов… Я его растил, нянчил…»).
3 глава. От чего оторопел Василий? Каков П.И.Чайковский в этом эпизоде? Диалог по ролям без слов автора. (С мольбой о помощи… степень нарастания…) 4 глава. III. Кульминация. – решающее событие. В какой главе вы чувствуете момент наибольшего напряжения в развитии действия в художественном произведении?
Задания: Разбить имена прилагательные на 2 группы. 1гр. – Выбрать имена прилагательных, которые характеризуют купца Трощенко. 2гр. – Выбрать имена прилагательные, которые характеризуют композитора П.И. Чайковского. Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный. - Пояснить! «Наглость – есть оскорбительная дерзость, вызванная совершенным равнодушием к мнению людей» (И.Кант) 3гр. Установить причинно-следственные связи героев повести. Причина->следствие. Помещик банкротство -> продажа леса Купец нажива->вырубка леса Лесник любовь, преданность->спасти лес П.И.Чайковский любовь к малой родине-> попытка спасти лес.
Итог: Чему вас научил урок? О чём заставил задуматься? «Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». Адам Смит.