учитель физики Нысанова Агиля Захаровна
Мы живем в современном информационном обществе, необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания, способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Цель адаптивной школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
Все начинается с изучения ученика. В зависимости от психосоциотипа человек по – разному в оспринимает информацию, мыслит и принимает решения. Именно поэтому ученики отдают предпочтения разным стилям обучения и общения.
Движущая сила деятельности - мотив, поэтому их тоже необходимо изучать и знать. Это следующий этап на пути внедрения инновационных образовательных технологий. Цель разноуровневого обучения - обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником.
1 уровень (базовый) предполагает воспроизведение и запоминание содержание изученного материала. Ученик этого уровня должен уметь показывать, называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать. 2 уровень(программный) включает организацию практических действий: применение знаний в знакомой ситуации и по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе алгоритма и схемы.. Ученик должен уметь объяснять, составлять что – то по определенной схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила ( например при измерении) и т.д. 3 уровень (продвинутый) предлагает применение знаний в незнакомой ситуации. Ученик должен уметь составлять устный и письменный ответы на проблемный вопрос, высказывать суждения, выделять существенные признаки, анализировать информацию, приводить собственные примеры и давать обоснование своей оценки.
1.Задания должны быть направлены на совершение какого - либо действия, выполнение которого учитель мог бы проконтролировать ( подчеркни, обведи, впиши, допиши..). 2. В карточках с разноуровневыми заданиями должны быть предугаданы возможности затруднения ученика и должны быть предоставлена помощь по их преодолению ( в форме подсказок, разъяснений, ссылок на литературу..) 3. В карточке обязательно должна быть предусмотрена самопроверка в явной или скрытой форме. 4. задания должны соответствовать уровню сложности.
Достоинства урока каждый ученик добывает знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знания в зоне своего ближайшего развития; знания, добытые самостоятельно, более глубоко усваиваются учеником; растет мотивация ученика и, следовательно интерес к предмету; ни один ученик не получит на уроке «2» (если задания составлены правильно, то справиться с ними должен каждый ученик ); присутствие (самопроверки)на каждом этапе урока; рост познавательной активности, стремление ученика на более высокий уровень; рост знаний и умений учащихся; рост профессиональной компетенции учителя; и как следствие, ученик и учитель получают удовольствие от образовательного процесса.