«Кому на Руси жить хорошо»
Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать систему образов произведения.
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея народной жизни. (Н.А.Некрасов)
Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.) Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.
Идейно-художественная роль «Пролога» Обозначает время действия. Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков). Выявляет главную проблему произведения. Проблема счастья. Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни). Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет. Фольклорные истоки произведения.
Образ дороги в «Прологе».
Дорога Обобщение Связь Поиск
Народный колорит «Пролога», «нарядный, волшебно- фантастический стиль». Фольклорно-сказочные элементы: Мотивы Образы Речевые обороты Пословицы Загадки
Мужики- правдоискатели не странники, не богомольцы, это настоящие крестьяне- труженики. Почему же они оставили свои дома в самый разгар трудовой страды?
Развитие основной мысли. Встреча со священником. Разговор с помещиком. «Счастливые» в крестьянской среде. Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный). Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.
«Клеймёный, да не раб»
Матрёна Тимофеевна – «губернаторша»
Лучшие качества народного характера. Свободолюбие Справедливость Трудолюбие Стремление к прекрасному Желание найти истину Меткость слова, остроумие Близость к земле, истокам, корням.
Выразитель гражданского сознания передового русского общества – Гриша Добросклонов. Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею
«Доброе время – добрые песни» В рабстве спасённое сердце свободное – золото, золото, сердце народное! В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью к тебе улетаю. Ещё суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю. Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!
Литература Учебник литературы под редакцией Г.И.Беленького Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.