По материалам X международных Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике 9-11 января 2011 года
Благодаря непосредственному участию семьи Рерихов была создана философия космической реальности – Живая Этика. Елена Ивановна Рерих Николай Константинович Рерих Юрий Николаевич Рерих Святослав Николаевич Рерих Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.
В 2001 году для целей научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики. С 2002 года центры проводят ежегодные Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике. Первые Чтения состоялись марта 2002 года. Тема Чтений – «Гуманная педагогика: Духовность образовательных пространств» – проблема духовности в образовании. Вторые, Чтения, март 2003 год – «Гуманная педагогика: Улыбка моя, где ты?». Тема Чтений была обращена к состоянию духовного мира учителя и воспитателя, взрослых, их отношению к детям, ученикам. Третьи, январь 2004 год – «Гуманная педагогика: Почему не прожить нам жизнь героями духа?». Основной задачей Чтений стала проблема духовной героики, понимание того, кто является героем духа, и как им стать. Четвертые, январь 2005 год – «Гуманная педагогика: Без сердца что поймем?». Предложенная тема Чтений была направлена на проблему помощи педагогам в расширении их сознания через понимание и принятие духовного начала. Пятые, январь 2006 год – «Гуманная педагогика: Спешите, дети, будем учиться летать». Чтения были посвящены обобщению творческого опыта, при котором учитель, уча своих учеников, учится сам; воспитывая своих воспитанников - воспитывается сам, образовывая их – образовывается сам. Шестые, январь 2007 год – «Истина Школы». На Шестых Чтениях педагоги трудились над осмыслением истинного предназначение Школы и наметили пути ее развития на основе идей гуманной педагогики. Седьмые, чтения по теме 9-11 января 2008 год «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». О взращивании, воспитании и развитии мыслительных и творческих способностей в себе и детях Восьмые, 9-11 января 2009 год «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя». Вечная педагогическая истина – «Воспитатель сам должен быть воспитан» –приобретает особую важность. Учитель можем устремить ученика и воспитанника только к тому, к чему сам устремляется. Девятые, 9-11 января 2010 год. «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света». Педагог не может забыть о том, что детям Света нужны учителя Света. Десятые Чтения, 9-11 января, 2011 год «Как любить детей». Чтения - попытка понять, как чувство любви совершенствует самих педагогов, и как через можно облагораживать мир образования.
Великие педагоги -гуманисты Корчак, Сухомлинский, Макаренко, Песталоцци, Ушинский, Каменский, Выгодский, Вернадский, Узнадзе, и другие. Выгодский Л.В.
Шалва Александрович Амонашвили выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100- томной «Антологии гуманной педагогики».
Необходимость гуманной педагогики Для качественного и перспективного обновления мира образования, основа должна заключаться в смене парадигмы педагогического сознания: если сознание учителя примет категорию духовности как определяющую, то постепенно произойдет переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.
Суть теории гуманно-личностного подхода Школа. Жизнь. Школа Жизни. Образование. Воспитание. Ребенок. Миссия. Духовность. Развитие. Взросление. Свобода. Сотрудничество. Общение. Учитель. Ученик. Урок.
Школа скале (лат. ) - означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. скалистые – трудные, требующие силы воли, усердия, преданности – ступеньки лестницы восхождения, возвышения души
Жизнь Жизнь есть явление в Духе. Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, Вселенная в целом, каждое их конкретное проявление, в том числе и сам Человек.
Школа Жизни Принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.
Воспитание «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть «воспитание» объединяет в себе целостную идею о питании оси.
Образование Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры.
Учитель Учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его Урок ведет Ш.А. Амонашвили Носитель ценностей, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы
Учитель и ученик Единое ядро – УЧ, два начала: У и Ч. Первое начало У -Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе начало Ч - Чело, Дух (Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).
Учитель и ученик являются главными, обобщающими понятиями Понятие Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Понятие Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.
Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть строится на целостности Природной составляющей ребенка
Основные постулаты гуманного педагогического мышления : вера в возможности ребенка; раскрытие самобытной природы в ребенке; уважение и утверждение его личности; направление его на служение добру и справедливости.
Допущения 1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский. 2. Следовательно, реально существует душа. 3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию. 4. Земная жизнь - это возможность для восхождения души. 5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.
Ш.А. Амонашвили «Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит - заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их байками о "светлом будущем", а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защитить ее».