Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков Мартынова Елена, 11 «А» класс, школа 369 Москва, 2008 год
Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей. В общий социально-философский вопрос о правде и неправде, корысти и бескорыстии, любви и ненависти, жизни и смерти, литература нашего времени включает и сферу отношения между человеком и природой.
В своих произведениях русские писатели предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой может нанести непоправимый ущерб окружающей среде.
Велико наследие литературы XIX века. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы.
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева прослеживается мысль о единстве человека и мира природы. Его знаменитый цикл рассказов «Записки охотника» посвящен природе. Тургеневская природа таинственна и прекрасна, она тревожит воображение человека бесконечными загадками мироздания, заставляя почувствовать всю относительность любых открытий, разгадок ее тайн, смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Каждая строчка произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» наполнена огромной любовью к родной природе. «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе- то… Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку…»
В произведениях известного русского писателя Валентина Распутина человек является звеном в цепи человеческих поколений, которая, в свою очередь, является частью природной цепи. Чувство этой связи – сопричастность всему живому и вечному – в героях Распутина противостоит безнравственным категориям. «Прощание с Матерой» - своеобразная повесть-предупреждение, попытка показать людям «будущие итоги настоящих событий»
Русский писатель Виктор Астафьев в своем романе «Царь-рыба» выражает мнение, что люди, варварски истребляющие природу, проявляют в этом свою бездуховность и аморальность. На протяжении всего повествования Астафьев проводит мысль о гармонии человека и природы. Совестливое к ней отношение, признание ее законов – вот основной критерий, по которому автор оценивает своих героев.
Писатели видят в природе не просто среду обитания, она для них – источник добра и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью, которая неотделима от сознания своей связи с ней. Нет смысла пытаться остановить научно-технический прогресс, но нельзя при этом забывать о человечности.