1. Основатель теории «Х» и «Y». 2. Характеристика теории «Х» и «Y». 3. Особенности руководителей теории «Х» и «Y».
Дуглас МакГрегор – автор теорий о мотивации людей и поведении в управлении. Теория «Х»Теория «Y»
Дуглас Мак-Грегор (1906, Детройт 1 октября 1964, Массачусетс) американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y (Theory X and Theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу. Степень доктора философии получил в Гарвардском университете в 1935 и впоследствии работал там же преподавателем.
По «теории Х» люди не любят своей работы, их необходимо постоянно принуждать выполнять ее, осуществляя строгий контроль. По «теории У» люди в организации в основном уже удовлетворяют свои материальные потребности. Однако, насытив желудок, человек начинает мечтать об удовлетворении потребностей более высокого уровня. Он стремится более ярко выразить свою личность и удовлетворить своё «я», насытить которое намного труднее.
1. Отношение к работе: Стремление увильнуть от труда. 2. Уровень ответственности: Избегают ответственности. 3. Личные амбиции: Очень низкие. 4. Самоконтроль, самоуправление: Воплощает авторитетный стиль управления с централизованной властью.
1. Отношение к работе: Физически и умственно заинтерисованы. 2. Уровень ответственности: Принимают ответственность. 3. Личные амбиции: Потребность в высоком социальном статусе. 4. Самоконтроль, самоуправление: Обосновывает демократический стиль управления.
Менеджер по Теории X считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя. Такие руководители полагают, что единственная цель заинтересованности сотрудников в работе это деньги. В большинстве случаев они обвиняют в первую очередь человека, а не систему или стратегию.
Руководители Теории X не могут доверять ни одному сотруднику, и это постоянно всеми средствами показывается вспомогательному персоналу. Менеджера Теории X можно назвать препятствием производительности и моральному духу сотрудников.
Менеджер Теории X считает, что его сотрудники не хотят по-настоящему работать, что они скорее будут избегать обязанностей и что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников. Результатом такого мышления стало то, что руководители Теории X естественным образом принимают более авторитарный стиль, основанный на угрозе наказания. Менеджер Теории X считает, что его сотрудники не хотят по-настоящему работать, что они скорее будут избегать обязанностей и что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников. Результатом такого мышления стало то, что руководители Теории X естественным образом принимают более авторитарный стиль, основанный на угрозе наказания.
Один из серьезных недостатков этого стиля управления то, что он имеет гораздо больше шансов вызвать отрицательный эффект масштаба в больших предприятиях.
Менеджер Теории Y считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у рабочей силы есть резерв неиспользуемых творческих способностей. Они верят, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя. Менеджер Теории Y считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у рабочей силы есть резерв неиспользуемых творческих способностей. Они верят, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя.
1. Экономически целесообразная организация элементов рентабельного предприятия – деньги, материалы, оборудование и работники. 2. Руководитель должен помогать людям, которые имеют мотивацию к труду, саморазвитию и принятию на себя ответственности реализовывать эти потенциалы. 3. Главная задача руководителя – организация производства таким образом, чтобы работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала с их личными целями. 1. Экономически целесообразная организация элементов рентабельного предприятия – деньги, материалы, оборудование и работники. 2. Руководитель должен помогать людям, которые имеют мотивацию к труду, саморазвитию и принятию на себя ответственности реализовывать эти потенциалы. 3. Главная задача руководителя – организация производства таким образом, чтобы работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала с их личными целями.
1. О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент: учебник / учебник – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, – 670 с. 2. Сайт Википедия - wikipedia.org.